19 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" перед депутатами выступил Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы министру задали Татьяна Москалькова, Олег Нилов, Андрей Руденко.
Татьяна Москалькова:
Уважаемый Сергей Викторович! Шесть лет прошло с момента трагических событий в Цхинвали. За это время фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проделала очень большую работу для того, чтобы в рамках парламентской дипломатии укреплять отношения с Южной Осетией и Абхазией, для того, чтобы на площадке Социнтерна проводить работу по признанию независимости и суверенитета. Но, к сожалению, наши стратегические партнёры по СНГ не поддержали нас в этом направлении. Чем вы можете объяснить эту ситуацию? И каковы перспективы развития двухсторонних отношений России и Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии (в том числе в рамках готовящегося договора с Абхазией).
Сергей Лавров:
- Вы знаете, я уже высказывался на эту тему в отношении наших союзников, и почему в НАТО все заодно, а у нас в ОДКБ, к примеру, бывают нюансы в позициях.
Понимаете, в НАТО и в Евросоюзе, там тоже не всё просто. Но у них, если честно, палочная дисциплина. Это всё красиво упаковано в слова о том, что действует принцип консенсуса, и все стараются утрясти свои позиции в одно русло. Но на самом деле мы знаем, как обеспечивается единогласие вот в этих структурах, прежде всего, в НАТО. Я совсем недавно в Пекине встречался с Джоном Керри, я ему прямо об этом сказал, эмиссары Соединённых Штатов ездят по всему миру, нет ни одного правительства, куда бы они не пришли и не потребовали бы, ну с разной степенью напористости, поддержать санкции против Российской Федерации. В подавляющем большинстве случаев эти трюки не проходят, но сам факт, что великая держава занимается подобным делом, бегая по всему миру и заставляя всех следовать своему курсу, по-моему, он говорит о том, что, в общем-то, мне было бы стыдно этим заниматься, так я скажу.
И в наших организациях, которые Россия со своими соседями создаёт, включая, прежде всего, союзническое объединение ОДКБ, мы руководствуемся необходимостью защищать абсолютно единогласно и без каких-либо шараханий коренные, законные интересы безопасности наших государств. В отдельных вопросах, когда идёт речь об Абхазии, Южной Осетии, крымской истории, мы не заставляем наших партнёров принимать полностью, на 100 процентов наши оценки. И мы не хотим ставить их в неловкое положение, если им это по каким-то причинам не комфортно. Это не вопрос жизни и смерти для Абхазии, Южной Осетии или для крымского полуострова. Безопасность Абхазии и Южной Осетии как субъектов международного права обеспечивается Российской Федерацией полностью и надёжно. Крым является неотъемлемой частью России, и мы несём за него полную ответственность как за любой субъект Российской Федерации. Где здесь необходимость заставлять людей делать какие-то высказывания? Но мы прекрасно видим, что на практике наши союзники исходят из фактически сложившихся реалий. Это для нас самое главное.
Олег Нилов:
Уважаемый Сергей Викторович. Сотни тонн наркотиков из Афганистана, которые там, как известно, относительно свободно производятся и также относительно свободно поступают в Россию, только 10 процентов изымается этого смертельного яда нашими службами, поступают в основном через южные границы стран, с которыми у нас безвизовый режим.
Также миллионы нелегальных мигрантов со всеми негативными последствиями для России по-прежнему являются огромной проблемой.
Наконец, боевики ИГИЛ, которые по этим же коридорам безвизовым могут беспрепятственно проникнуть в Российскую Федерацию.
Вот, есть ли планы дипломатического решения этих проблем с большим участием правительств этих стран?
Сергей Лавров:
Конечно, эта угроза, она не сегодня появилась. Террористические проявления с территории Афганистана нас давно тревожат. И есть там на границе с Пакистаном такая ничейная земля, никем не контролируемая, где боевики, в том числе и "Аль-Каида", и "Исламское движение Узбекистана" тренируются, отдыхают, перегруппировываются и потом разъезжаются, кто на юг, а кто и через Центральную Азию в наши края, на Кавказ.
И с самого начала деятельности, вот в последнее время, когда эта угроза стала явной, это равно, как и угроза наркоиндустрии, а производство героина в десятки раз увеличилось за время пребывания коалиционных сил во главе с США в Афганистане.
Когда эти угрозы уже стали ощущаться в значительной степени, в рамках ОДКБ были предприняты конкретные меры по пресечению наркотрафика это так называемая операция "Канал", по пресечению нелегальной миграции это операция "Нелегал", и по пресечению финансовых потоков, которые финансируют эти и другие виды организованной преступности, это операция "Прокси".
И сейчас, когда угрозы, о которых вы упомянули, неизмеримо нарастают, в ОДКБ приняты дополнительные меры, в том числе меры по укреплению способности Таджикистана и его союзников по ОДКБ контролировать таджикско-афганскую границу.
В декабре предстоит очередной саммит ОДКБ, Совет глав государств в Москве, на котором будут рассматриваться в том числе и эти вопросы. Мы на них обращаем повседневно обострённое внимание, я бы сказал.
Андрей Руденко:
Уважаемый Сергей Викторович! В условиях текущего обострения внутриполитического украинского кризиса руководство Украины пытается договориться с президентом Туркменистана о поставках туркменского газа в обход России. Учитывая неформальные, тёплые, можно сказать дружеские отношения президентов Украины и Туркменистана, а также позицию Евросоюза и США, существует большая вероятность того, что в будущем будет согласовано строительство Транскаспийского газопровода в обход России с отводом на Украину, ранее не предусматривавшимся, и поставок, соответственно, среднеазиатского газа в будущем.
Скажите, пожалуйста, какие дипломатические шаги предпринимает МИД России для улучшения отношений с Туркменистаном и исправления данной ситуации?
Спасибо.
Сергей Лавров:
У нас очень добрые отношения с Туркменистаном, регулярно проводятся контакты на высшем уровне, контакты по линии внешнеполитических ведомств, министерств экономического блока, компаний, экономических операторов. И, конечно же, мы исходим из того, что каждая страна суверенна выбирать себе экономических партнёров при том понимании, что она не нарушает в этом процессе законные интересы своих соседей.
В случае с Транскаспийским газопроводом, вернее, проектом Транскаспийского газопровода, он именно попадает в эту категорию, в категорию проектов, которые затрагивают законные интересы стран, не участвующих в этих переговорах. И отмечу, что речь идёт о туркменском и азербайджанском газе, а мотором этого проекта изначально выступил Европейский союз, даже Еврокомиссия, которая стала собирать какие-то встречи, обсуждать планы подготовки ТЭО, и так далее, тому подобное. И мы сделали серию очень жёстких демаршей в Брюсселе, объяснив им, что есть пять прикаспийских государств, которые в документах, принятых на каспийских саммитах, в том числе, сентябрьский саммит в Астрахани это тоже подтвердил, чётко заявили, что вопросы развития Каспийского моря во всех его аспектах будут решаться прикаспийскими государствами, и "пятёрка" обладает суверенными правами на всё, что здесь происходит.
Да, пока мы ещё чётко не закрепили в декларациях, которые принимались, что это касается полностью и прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. Но у наших коллег, включая азербайджанских, туркменских друзей, всё-таки есть понимание той аргументации, которую мы предъявили и в международно-правовом плане, с точки зрения задачи завершить согласование правового статуса Каспия, и в том, что касается экологических аспектов этой очень хрупкой среды, и тех угроз, которые подобная экономическая деятельность может для неё нести. Мы эту позицию не скрываем, мы её будем отстаивать. И я убеждён, что мы найдём решения, которые в полной мере будут соответствовать интересам Российской Федерации.