О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Нилов о законопроекте, позволяющем вывоз культурных ценностей из РФ

18 ноября 2014

 см. также ↓

18 ноября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации", который предусматривает фактически беспрепятственный вывоз из страны ее национального достояния. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Нилов:

– Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать законопроект, так как он представляет реальную угрозу для культурных ценностей нашей страны. Документ определяет приоритет правовых норм Таможенного союза перед национальным законодательством Российской Федерации в решении ключевых вопросов, регламентирующих вывоз и ввоз культурных ценностей.

Авторы законопроекта утверждают, что его принятие якобы диктуется требованиями Таможенного союза. По данной логике выходит следующее: устанавливаемый приоритет законодательства Таможенного союза перед национальным законодательством также должен распространяться на Беларусь и Казахстан. Однако в этих странах на данный момент шаги в данном направлении не осуществлены и, вероятно, не будут сделаны и в будущем. Сейчас порядок и основания вывоза культурных ценностей у наших соседей по-прежнему регулируется национальным законодательством, которое содержит абсолютный запрет вывоза любых культурных ценностей вне зависимости от их возраста. К чему такая спешка у нас?

Отмечу в то же время, что в другом документе – части 1 статьи 29 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Государственной Думой 29 сентября 2014 года, установлено: "Государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения в случае, если такие ограничения необходимы, в том числе для охраны культурных ценностей".

Полномочия по осуществлению экспертизы вывозимых культурных ценностей, согласно законопроекту, передаются от "нерадивых чиновников", как высказалась докладчик по законопроекту (депутат фракции "Единая Россия" Мария Максакова – Прим. ред.), "специалистам музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иным специалистам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации", – они, выходит, люди неподкупные, почти святые. Таким образом, создается широчайшее поле для коррупционных схем при оценке культурных ценностей и появляется возможность их вывоза с территории Российской Федерации.

Наиболее опасное по своим последствиям нововведение – снятие ныне действующего запрета на вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей, созданных более 100 лет назад. То есть совершенно беспрепятственно из России можно будет вывозить (причем, без обязательства обратного ввоза) археологические находки, иконы и иные предметы старинной церковной утвари, выдающиеся произведения искусства, рукописи художественных произведений, архивные документы, рукописные книги, нумизматические коллекции и многое другое.

Сужает документ и понятие культурных ценностей, не подлежащих вывозу с территории Российской Федерации. Из-под действия данного понятия выпадают случайные археологические находки, полученные в результате грабительских раскопок. Теперь такие предметы в случае принятия законопроекта не будут считаться культурными ценностями. Это открывает невероятные возможности для деятельности преступных групп, организующих незаконную добычу, вывоз археологических находок и их продажу на международном рынке антиквариата. Получается, что мы стимулируем деятельность так называемых "черных копателей"!

Более того, обозначенный выше подход вступает в противоречие с нормой статьи 1 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года № 8423-XI).

Согласно этой норме, к культурным ценностям в том числе относятся "археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия", а также "составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест".

Непонятна позиция профильного комитета по культуре. В своем заключении он указывает, что "поддерживает концепцию законопроекта", но тут же отмечает: документ требует доработки. Замечания расписаны на 6 страницах: законопроект не содержит необходимого понятийного аппарата, фактический предмет не соответствует заявленному, вопрос о запрете вывоза культурных ценностей, имеющих сроки давности происхождения, нуждается в дальнейшем анализе и обсуждении со специалистами.

Тогда на каких основаниях коллеги из комитета делают вывод о поддержке законопроекта, несмотря на множество юридическо-технических, а главное, концептуальных замечаний?

На документ представлено четыре положительных отзыва от Законодательных Собраний субъектов России, но к законопроекту не приложен отрицательный отзыв, направленный в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга! Он отражает как вышеуказанные, так и другие недостатки законопроекта.

Исходя из всего озвученного, можно сделать выводы, что принятие данного законопроекта и введение в действие его отдельных положений может быть продиктовано интересами отдельных лиц, пытающихся вывезти культурные ценности за пределы Российской Федерации. В частности, речь может идти об известном деле экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, у которого нашли произведения искусства стоимостью 100 миллионов евро. Ситуация, в которой оказался бывший чиновник, всем известна.

Не для того ли, чтобы вывезти все это добро, создается нужная ему лазейка? Просим дать ответ на эти вопросы.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International