Федот Тумусов, Иринчей Матханов и Дмитрий Горовцов о развитии дальневосточного региона
см. также ↓15 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" выступил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Вопросы министру задали депутаты "СР" Федот Тумусов, Иринчей Матханов, Дмитрий Горовцов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Федот Тумусов:
Федот Тумусов:
Уважаемый Александр Сергеевич, если мы с вами внимательно посмотрим на фактический показатель реализации программы социально-экономического развития Дальнего Востока, мы увидим, мягко говоря, безрадостную картину.
Понятно, что для комплексного развития всей территории Дальневосточного федерального округа необходимо привлекать инвестиции, об этом вы говорили, инвестиции интеллектуальные, финансовые, материальные. Но главный вопрос, конечно, это механизм привлечения инвестиций. Вопрос: какие конкретные механизмы, кроме территорий опережающего развития, вами предложены, реализованы и будут предположены для привлечения инвестиций, для наращивания всего инвестиционного потенциала дальневосточного региона?
Александр Галушка:
- Действительно, как я упомянул, сегодня правительством официально внесён законопроект "О территориях опережающего развития" в Государственную Думу и, естественно, я тоже об этом говорил, мы рассчитываем не только на этот инструмент увеличения экономической активности на Дальнем Востоке.
По инициативе Министерства по развитию Дальнего Востока, в рамках Правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, которую возглавляет премьер-министр, создана специальная подкомиссия по обеспечению реализации инвестиционных проектов. Ее возглавил Юрий Петрович Трутнев заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе.
Министерство по развитию Дальнего Востока правительством наделено новыми полномочиями по обеспечению реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Нами подготовлена методика отбора и обеспечения реализации инвестиционных проектов. Эта методика прошла все согласования в Правительстве Российской Федерации, на этой неделе она должна быть официально утверждена.
О чём идёт речь? Речь идёт о том, что, мы в этом убеждены практически абсолютно, нужно в деталях разбираться с каждым инвестиционным проектом. Каждый инвестиционный проект это своя индивидуальная проблематика, свои точечные, капиллярные проблемы. Пока мы их в деталях не понимаем, мы можем лишь рассуждать об инвестиционном климате и поддержке инвестиционных проектов. Когда мы понимаем их в деталях, у нас вытекает прикладной практический план обеспечения реализации инвестиционного проекта.
Пример Чукотского автономного округа, который, я говорил, заключается в том, что вот эта история успеха с ростом промышленного производства на 183 процента у нас на Дальнем Востоке коренится именно в таком подходе практическом.
Сегодня весь тот инструментарий, о котором я сказал: специальная подкомиссия во главе с вице-премьером, новые полномочия министерства, соответствующим постановлением правительства методика утверждается, выделены деньги в бюджете трёхлетнем на поддержку инвестиционных проектов, ориентирован ровно на такую практическую результативную работу.
Иринчей Матханов:
Уважаемый Александр Сергеевич, Вашим министерством проделана огромная аналитическая работа и подготовлен блестящий закон. Но всё-таки в посланиях Президента Российской Федерации и в поручениях звучит, что территориями опережающего развития, социально-экономического развития России является не только Дальний Восток, но и субъекты Восточной Сибири, это Забайкальский край, Бурятия и Иркутская область.
Мы прекрасно понимаем, что находимся в одном экономическом пространстве, у нас одна общая железная дорога (Транссиб, построенный БАМ), у нас очень большое пространство с восточными регионами, граница с Китаем и Монголией, у нас огромный трудовой потенциал, около пяти миллионов человек, и все-таки у нас есть федеральная программа развития Дальний Восток и Байкальский регион вообще.
Чтобы совместить этот закон и федеральную целевую программу, возможно ли расширить полномочия Вашего министерства? Всё-таки оно называется Минвостокразвития.
Александр Галушка:
Спасибо за Ваш вопрос, Иринчей Эдуардович, и за Вашу обеспокоенность по этому поводу, но мне кажется, я ответил, что и закон у нас о территориях опережающего развития внесён сегодня в Госдуму, который предполагает применение на всей территории Российской Федерации, и решение о сфере компетенции министерства принимается Президентом и Правительством. Ещё раз подчеркну нашу позицию. Мы будем исполнять любое решение Президента и Правительства Российской Федерации.
Дмитрий Горовцов:
Уважаемый Александр Сергеевич, как вам должно быть хорошо известно, 29 ноября 2012 года по итогам заседания Госсовета президентом страны был утверждён перечень поручений, в соответствии с которыми Минвостокразвития России в течение первого квартала ещё 2013 года было поручено доработать и принять государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. В том числе, подчёркиваю, предусмотрев возможность реализации инвестиционных проектов на условиях государственного частного партнёрства.
Можно, к сожалению, констатировать, что это поручение главы государства до конца не исполнено. И в этой связи в части, касающейся перевода котельных с мазута на уголь, массу примеров можно привести. Ну, например, в Приморском крае осталось 27 котельных не переведённых с мазута на уголь, а бюджетные деньги потрачены. Скажите, пожалуйста, в чём дело?
Александр Галушка:
- Спасибо, уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Действительно, я говорил о том, что в том виде, в котором сегодня существует государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона, она неприемлема. Мы в министерстве считаем, что она не отвечает главным целям развития региона.
Если мы имеем программу на 100 процентов состоящую исключительно из создания транспортных объектов и реализации транспортных мероприятий, в случае её реализации у нас ускоренное развитие Дальнего Востока не состоится, а отток населения с Дальнего Востока не прекратится. Именно поэтому ядром новой программы должны стать инвестиционные проекты и территории опережающего развития. Я постарался об этом подробно рассказать.
Ключевой вопрос, который нужно было решить, чтобы практически такую госпрограмму создать, это выделение дополнительного финансирования.
Вы знаете все те проблемы, которые сегодня существуют с бюджетом. Несмотря на эти проблемы, по прямому поручению Президента Российской Федерации по итогам совещания в Якутске 1 сентября этого года правительство, несмотря на напряжённый бюджет, изыскало средства на поддержку инвестиционных проектов и создание территории опережающего развития в трёхлетнем бюджете. Надеюсь, что при его прохождении в Государственной Думе эти средства сохранятся в заданном объёме.
Федот Тумусов:
Уважаемые коллеги, знаменитый русский землепроходец и один из первооткрывателей Дальнего Востока Ерофей Хабаров, однажды спускаясь по реке Амур воскликнул "Не могёт того быть, чтобы мы никуда не приплыли. Плывём дальше". Это было мудрое и смелое решение, которое предотвратило бунт его казаков, которые затеяли, устав от долгих поисков новых земель.
Вот и сегодня многие устали от долгих и пустых разговоров о развитии Дальнего Востока.
Есть два подхода к вопросу о том, как развивать Дальний Восток. Первый, наиболее популярный и наиболее ожидаемый, так называемый комплексный социальный подход, похоже, опровергается вашим министерством, Александр Сергеевич.
Правительством принят на вооружение точечный метод развития территории посредством территорий опережающего развития. Ну что, давайте плыть дальше.
В условиях усиления внешних угроз, в условиях обострения глобальной борьбы за не возобновляемые природные ресурсы, мы готовы согласиться на такой подход ради того, чтобы наша Российская Федерация, используя свои преимущества, стала в обозримом будущем мощной экономической державой азиатско-тихоокеанского региона.
Но наше главное богатство это всё-таки человек. И при любых сценариях развития событий государство, в первую очередь, должно заботиться о человеке, живущем на Севере, на Дальнем Востоке. Забота о духовном, физическом, социальном здоровье человека.
Давайте посмотрим, как же обстоят дела на этом фронте. О катастрофической ситуации с медициной в отдалённых населённых пунктах регионов Дальнего Востока буквально на днях написала даже правительственная "Российская газета". Так называемая оптимизация здравоохранения сопровождается крайне негативными последствиями для населения северных территорий.
Возьмём только один факт. По федеральным нормативам больниц достойны только населённые пункты с количеством жителей не менее 2,5 тысяч человек. Но, только в Якутии, например, имеется 350 населённых пунктов с количеством жителей менее одной тыс. человек. И все они не достойны больниц с круглосуточными койками. А ведь там живёт в основном пожилое население. Нам говорят: закройте больницы, постройте социальные ночлежки, чтобы больной днём лечился в амбулатории, а ночью спал там за деньги. Сегодня республика за счёт своего скудного бюджета содержит больницы в сёлах, это 2,5 миллиарда рублей в год. Прогресс это всё-таки движение вперёд. Мы в медицине пятимся назад. Ограничиваем доступность медицинской помощи населению, нарушаем принцип равномерности, независимо от расстояния и климата.
Уважаемый Александр Сергеевич, раз уж вы отказываетесь от комплексного подхода, возьмите хотя бы одну ключевую социальную проблему на ваш федеральный уровень, я имею в виду медицину. Но не всю медицину, а необходимость создания новой отрасли медицины мобильной медицины.
Дело в том, что вся система организации медицины у нас в стране строится на принципах трех "п": приболел, пришёл, полечился. То есть, если человек заболел, то он сам приходит в амбулаторию, больницу, поликлинику и там и лечится. А мобильная медицина должна базироваться на принципе трёх "в": выехал, выявил, вылечил. В условиях больших расстояний, малых населённых пунктов это самый эффективный путь организации целенаправленной работы по увеличению ожидаемой средней продолжительности жизни. А ведь это самый главный пункт всей системы здравоохранения. Но эту задачу в комплексе с проблемами санитарной авиации, которая, по сути, является эвакуационной медициной, можно эффективно решать, только подняв её на федеральный уровень. Мы готовы представить вам концепцию развития мобильной медицины.
Уважаемые коллеги, для более эффективного решения законодательных, нормативно-правовых проблем развития Дальнего Востока мы собираемся создавать межфракционную депутатскую группу "Восточная парадигма России". Просим поддержать. Спасибо за внимание.