На пленарном заседании Госдумы 10 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Агеев:
Добрый день, уважаемые коллеги! 3 марта на площадке Государственной Думы в Малом зале по инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" мы провели круглый стол по проблемам совершенствования административного законодательства. Круглый стол вызвал неподдельный интерес в обществе. Достаточно сказать, что зарегистрировалось 350 участников. Были представители нескольких международных делегаций, представители исполнительной и законодательной власти 83 субъектов Федерации.
Из 78 академиков и профессоров, учёных присутствовали авторы первой и второй редакции Кодекса об административных правонарушениях. Это академик Лев Леонидович Попов, профессора: Марина Семёновна Студеникина, Анатолий Павлович Шергин, Виталий Андреевич Юсупов, Борис Вульфович Российский, Юрий Петрович Соловей и многие-многие другие.
Участники круглого стола с большой заинтересованностью обсудили проблемы административного законодательства и приняли решение, высказали свои пожелания о создании новой редакции Кодекса об административных правонарушениях.
Сегодня более 60 процентов вопросов, которые рассматриваются Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству это вопросы совершенствования законодательства и проекты законов об административных правонарушениях. Не проходит ни одного заседания Государственной Думы, в котором мы не рассматривали бы эти вопросы и не вносили изменения в соответствующий кодекс.
В первом созыве Государственной Думы было принято пять поправок в кодекс. В шестом созыве мы с вами уже приняли более 400 поправок, и на очереди стоят ещё 150.
Книгоиздатели уже не успевают печатать новые кодексы и завалы изменений, которые вносятся практически каждый день. Ежегодно половина граждан России привлекаются к административной ответственности.
Настал такой момент, когда правоприменители не могут, а граждане не хотят оперировать кодексом, который по своему объёму приблизился к Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Участники круглого стола создали рабочую группу, которую предложено было возглавить мне. Туда, помимо названных мной учёных, вошли представители многих субъектов Федерации, председатели арбитражных судов, судов общей юрисдикции, конкретные практики.
Прежде всего, участники договорились о разделении кодекса на материальный и процессуальный. Это всецело соответствует статье 72 Конституции Российской Федерации и Посланию президента 1997 года, в котором он обозначил необходимость подготовки административно-процессуального кодекса. Так что сегодня рабочая группа работает над созданием новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Мы сейчас думаем назвать его административный кодекс либо кодекс об административной ответственности, а также работаем над административно-процессуальным кодексом.
Кроме того, мы договорились о делегировании субъектам Федерации больших полномочий по установлению административной ответственности и наложению административных взысканий.
В этой связи в новой редакции кодекса предлагается новация по более чёткому разделению предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами, более чёткому определению понятия "административного правонарушения".
Предлагается уйти от фиксированной суммы штрафа, существенно сократить количество органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.
Сегодня таковых органов, напомню вам, более 90. Предлагается вернуть органам внутренних дел их исконное право и обязанность возбуждать административные производства и налагать административные взыскания в сфере общественного порядка, охраны общественного порядка.
Субъекты Федерации уже неоднократно выходили с такими предложениями. Мы договорились о том, что работой над общей частью кодекса займётся группа учёных и практиков под руководством заведующего кафедрой административного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы, профессора Виталия Андреевича Юсупова. Работу над особенной частью кодекса мы поручили группе практиков и учёных Московского государственного юридического университета имени Кутафина, под руководством профессора Старостина Сергея Алексеевича.
Работу над административно-процессуальным кодексом взяла на себя группа практиков и учёных под руководством профессора Воронежского университета Юрия Николаевича Старилова и профессора Академии правосудия Александра Ивановича Стахова.
Сегодня концептуальный проект общей части административного кодекса готов. Мы готовим его к рассылке сегодня по юридическим вузам страны, в министерства и ведомства, в субъекты Российской Федерации.
Здесь мы стараемся всецело выполнить поручении Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина о проведении так называемого "нулевого чтения" законопроектов.
И мы уверены, что будущий нормативный акт, регулирующий административную ответственность, будет поистине народным, подготовленным с участием широких слоев общественности и будет способствовать совершенствованию развития общей теории права и дальнейшему строительству правового государства. Я приглашаю всех вас, коллеги, принять участие в работе рабочей группы.
Вторая тема, коллеги, это транспортные вопросы. Такие актуальные задачи, как обеспечение конкурентоспособности нашей экономики и повышение качества жизни граждан невозможно решать без устойчивого развития транспорта и транспортной системы.
Вы знаете, сейчас только что здесь на десятиминутке говорили о сокращении количества пригородных электричек. Уже сейчас можно увидеть, что порой, когда видишь расписание пригородных электричек, их запомнить очень легко, потому что критический минимум уже достигнут.
В некоторых субъектах складывается парадоксальная ситуация. В Белгородской области "Российские железные дороги" уклоняются от заключения договора-аренды подвижного состава для осуществления пригородных пассажирских перевозок. Местная "дочка" монополиста последние годы существенно сократила пригородные маршруты, за что в июле месяце Федеральная антимонопольная служба направила предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако перевозки и ныне там. Сейчас за невыполнение предупреждения ФАС в отношении РЖД возбуждено дело. Но сдвинется ли дело с мёртвой точки, сегодня непонятно.
ФАС, если вы помните, боролась также за доступные тарифы на авиаперевозках. Считаю, что сейчас после введения так называемых невозвратных тарифов, у Федеральной антимонопольной службы должны появиться вопросы к авиакомпаниям.
В весеннюю сессию мы с вами приняли федеральный закон номер 79 "О внесении изменений в Воздушный кодекс", в пояснительной записке к которому говорилось, что введение невозвратных тарифов позволит российским авиакомпаниям предложить пассажирам определённое количество билетов по существенно сниженной цене, что в свою очередь позволит пользоваться услугами воздушного транспорта пассажирам с низкой платёжеспособностью.
Однако анализ тарифной политики авиакомпаний (я проанализировал "Аэрофлот", "ЮТэйр", "S7") как на внутрироссийских, так и на международных направлениях за период после вступления в силу этого закона позволяет сделать вывод об использовании ими положений закона для необоснованного увеличения прибыли. Стоимость билетов по невозвратному тарифу осталась на уровне стоимости билетов с возвратным тарифом до вступления в действие данного федерального закона, что существенно ухудшило положение потребителей авиауслуг.
На текущей неделе я направил депутатские запросы в Федеральную антимонопольную службу Игорю Артемьеву, а также в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анне Поповой, с просьбой провести проверки и сделать выводы о причинах необоснованной стоимости невозвратных тарифов. В ситуации важно разобраться ещё и потому, что в эту сессию нам с вами предстоит рассмотреть проект закона о введении невозвратных тарифов на железнодорожные перевозки, на билеты РЖД. Это важно, потому что, если в сфере авиаперевозок у нас нет монополиста, то на железнодорожных перевозках у нас действует, работает монополист ОАО "РЖД". И, как мы с вами видим, несмотря на предупреждение ФАС России, они не торопятся исполнять его предписания.
Поэтому я вас всех прошу, и Правительство России, и всех коллег-депутатов при рассмотрении этого закона очень ответственно отнестись, потому что билеты на железнодорожные перевозки касаются, прежде всего, тех людей, которые не могут себе позволить авиаперевозки. Это люди с малыми доходами.
Поэтому, коллеги, давайте внимательно отнесёмся к анализу этой ситуации.
Спасибо.