О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Василий Швецов: официальный показатель бедности в России не соответствует реальному положению вещей

07 октября 2014

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 8 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Василий Швецов:

 mp4 

– Уважаемые депутаты, к сожалению, незаметно прошла информация о проведённых Российской академией наук исследованиях, которые доказывают, что официальный показатель бедности, определяемый только на основе прожиточного минимума, серьёзно искажает истинное положение дел в стране и имеет весьма условное отношение к реальному положению вещей. Учёные предлагают определять бедность в зависимости от объёма лишений, которые не позволяют значительной части россиян жить, как все.

Бедностью в представлении россиянина является, прежде всего, плохое питание, недоступность приобретения новой одежды и обуви, плохие жилищные условия, недоступность качественной медицинской помощи, отсутствие возможности получить хорошее образование, а для детей добиться того же, что имеется у большинства сверстников.

Если говорить о среднедушевых ежемесячных доходах, то в среднем по России черта бедности составляет, по мнению населения, порядка 9-10 тыс. рублей, это около 60 процентов от среднего дохода основной массы россиян. Но установленный официально в Российской Федерации прожиточный минимум ниже этой величины примерно в 1,3 раза.

На основании данных более совершенных методик мы получим не лакированные данные, а объективные, которые показывают, что в итоге бедных в стране насчитывается не девять процентов населения, как это утверждает Росстат, а порядка 30 и именно эту цифру необходимо учитывать для реализации эффективной социальной политики.

Однако в своих расчётах прожиточного минимума Росстат продолжает не учитывать ряд существенных обстоятельств, в том числе особенности здоровья членов домохозяйств, а также различающийся в разных регионах и даже отдельных управляющих компаниях размер оплаты за услуги ЖКХ и так далее.

Судя по величине различий инвестирования в своих детей бедными и небедными россиянами, уже в ближайшие годы можно ожидать дальнейшего углубления неравенства, а также передачи бедности по наследству. Почти половина нынешних российских бедных – это люди, которые уже с детства принадлежат к социальным низам.

Усугубляет риск бедности и территориальный фактор. Например, в Орловской области заработная плата в 2013 году составила 13,3 тысячи рублей, в Смоленской – 15,4, в Тамбовской – 15,5, а в Москве – 50,4.

В то же время имеет место появление в достаточно массовом масштабе такого явления, как новые бедные, которые, будучи сегодня вполне благополучными, оказываются в этой категории при малейшем ухудшении ситуации в экономике или в домохозяйстве. Большинство граждан, конечно, понимают, что различия неизбежны и зависят от уровня образования, опыта, эффективности работы. Однако к явному снижению терпимости и недовольству приводит несправедливая ситуация, когда бедными оказываются работающие россияне.

Сегодня наличие работы не гарантирует россиянам защиту от бедности. Доходы почти пятой части работающих российских бедняков даже не превышают 7 тыс. рублей, оплата их труда такова, что они обречены на абсолютную бедность, официальным денежным критерием которой выступает прожиточный минимум.

Среди бедных растёт ощущение того, что абсолютно несправедливым является неравенство, связанное с доступом к образованию и здравоохранению. Такие факторы, как пенсионный возраст и плохое здоровье особенно значимы для попадания в бедность по лишениям. В итоге бедными оказываются люди, чьи доходы порой даже выше прожиточного минимума. В итоге сегодня заметно сокращается доля сторонников того, что иметь можно только те доходы, которые получены честным трудом. Одобряются любые доходы, независимо от способа их получения, даже преступая нормы морали ради материального успеха в жизни.

Слава Богу, что при всём существующем ныне недовольстве признаков того, что российские бедные отличаются радикальным духом, не наблюдается, и несмотря на негативные оценки бедными отдельных сторон жизни общества, две трети из них на какие-либо активные протестные действия не настроены, продолжая ждать справедливых законов, справедливых правительственных решений. Но что будет завтра?

Организацией Объединённых Наций за показатель качества жизни принят так называемый индекс развития человеческого капитала. В 1990 году СССР занимал по этому показателю 26 место из 130 стран, сегодня мы находимся на 57 месте. При этом мы находимся в тройке призёров по количеству миллиардеров, у нас их 111. А в Японии, которая начала реформирование экономики после Второй мировой войны, их всего 10, но Япония занимает 17 место в данном рейтинге.

Сегодня очевидно существование в российском обществе системных ограничений и барьеров, которые не позволяют эффективно выходить из зоны бедности и поддерживать приемлемый уровень жизни. Даже имея естественные потенциальные возможности и мировые конъюнктурные преимущества, эффективность управленческих решений для получения главного результата – повышение качества жизни граждан, снижение уровня социального расслоения общества, остаётся очень низкой. Достаточно бегло посмотреть на качество принимаемых решений и на последствия нередко огульного в угоду политической конъюнктуре игнорирования разумных альтернативных предложений, предлагаемых различными политическими силами, в том числе я говорю о "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".

Все мы помним злое проклятие: "Жить тебе на одну зарплату". А как тогда жить россиянину на одну пенсию, которая составляет всего треть от той самой скудной зарплаты? Фактически с потерей зарплаты жизнь ветерана переходит в другое качество, которое даже официально называется дожитие, которое с 1 января 2015 года будет составлять 252 месяца.

Очередная пенсионная реформа с так называемой накопительной пенсией фактически провалилась. Собранные за 10 лет средства в размере 2,5 триллиона рублей были переданы в управление ВЭБу, а также частным компаниям для сохранения прироста, однако ничего из активно рекламируемого не вышло.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с самого начала была против введения так называемой накопительной части как обязательной составляющей. Стала очевидной ущербность принудительного перехода от распределительной системы к накопительной. Уже сегодня с большой вероятностью можно говорить, что формировавшие её в рамках накопительной системы могут получить пенсию меньше, чем те, кто формировал её в рамках распределительной системы. Достаточно посмотреть статистику. Годовая доходность накоплений за 2002-2013 годы составила в ВЭБе 6,7 процента, в частных компаниях – 6,9. Среднегодовая инфляция за это время составила 10,5 процента. А страховая часть за это время была проиндексирована на 20 процентов. То есть, деньги в накопительной части не только не приросли, но и обесценились. Накопления первых ветеранов, которые стали уходить на пенсию в 2012 году с накопительной частью, составили пять-шесть тыс. рублей. При разделении на срок дожития получилась мизерная месячная добавка, меньше 30 рублей. Чтобы конфуз не был очевиден, были приняты поправки к закону, разрешающие выдавать всю сумму сразу. И даже в этой ситуации мы слышим сегодня предложение оставить накопительную часть, как обязательную, и понятно, почему. Ведь речь идёт почти о трёх триллионах "живых" денег.

На примере электроэнергетики мы видим лукавство монополий в отношении тарифов. Стоимость энергии для населения за последние 10 лет выросла в 4 раза. К 2017 году предполагается повышение ещё на 40 процентов. Однако завуалировано предлагаются мягкие схемы в виде применения так называемых социальных норм потребления. Фактически, это ни что иное, как по-новому оформленная схема увеличения сбора денег за прежнее количество энергии, поставляемое населению.

Производство электроэнергии не растёт, а увеличение издержек на высокую зарплату, непомерную численность персонала поддерживается ростом тарифов. Государство, фактически, не стимулирует естественные монополии к снижению издержек, обеспечив их льготными условиями деятельности по формуле: издержки плюс прибыль.

Мы говорим о том, что оказываем поддержку предпринимателям, но заместитель председателя правительства Ольга Голодец озвучивает данные о том, что из 82 миллионов граждан трудоспособного возраста 38 миллионов заняты неизвестно чем и неизвестно где. Разумеется, мы все прекрасно понимаем, что эти люди зарабатывают чем-то себе на жизнь. Но мы должны понимать, что часто они уходят в тень не от хорошей жизни или желания разбогатеть. Основная масса людей таким образом сохраняет для себя средства для обеспечения более-менее нормального уровня жизни.

Но правила игры не стимулируют их выходить из "серой" зоны в "белую". Мы хорошо помним, как новые налоговые правила в одночасье заставили сняться с регистрации несколько сотен тысяч представителей малого бизнеса. Как результат, страна лишается поступлений в бюджеты от налогов, поступлений во внебюджетные фонды. По большому счёту решение проблем бедности и социального неравенства лежит сегодня в двух плоскостях: создание государством благоприятных условий для роста и развития бизнеса, что является залогом стабильных высоких бюджетных поступлений, и справедливая политика в области перераспределения доходов, в том числе и прогрессивное налогообложение. Но речь идёт о благоприятных условиях не только для монополий, но и среднего, малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, в том числе обеспечение качественными прогнозами потребительской конъюнктуры и, конечно же, предоставление приоритетных условий для собственных производителей.

В нынешних условиях, когда внешние вызовы ставят под угрозу стабильность государства, пренебрежительно относиться к тем внутренним негативным факторам, которые могут стать почвой для дальнейшего расшатывания и ослабления государства, преступно. А решение главного вопроса – повышение качества жизни и благосостояния наших людей – должно стать принципиальной задачей, которая может быть решена только при максимально эффективном использовании всех внутренних потенциальных возможностей, и особенно, повышении качества принимаемых нами законотворческих решений. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International