26 сентября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 561208-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2013 год". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Оксана Дмитриева:
- Уважаемые депутаты, я думаю, что к отчёту по 2013 году, вообще к 2013 году мы будем впоследствии возвращаться не менее часто, чем в своё время к 1913 году, поскольку действительно 2013 год это год первый, чистый год ещё без внешнеполитического фактора, который можно охарактеризовать как стагфляционный застой. То есть стагфляция, причём не в течение какого-то отдельного года, а стагфляция, которая имеет все шансы быть чрезвычайно долго. То есть это одновременно инфляция и нулевой экономический рост, который может спокойно перейти в отрицательный.
Я неслучайно задала вопрос, об этом уже говорили, что цена на нефть сохраняется на достаточно высоком комфортном уровне, причём она существенно выше, чем прогнозировалось Правительством, при этом экономического роста нет. Что было бы, если бы вдруг действительно цена на нефть была такая, которая была спрогнозирована Правительством? Не было бы, конечно, никакого экономического роста, потому что источников экономического роста, кроме как нефтегазовая игла, нет.
И на данный момент причины уже самые главные в отсутствии экономического роста, на мой взгляд, уже не макроэкономические, уже не бюджетная политика, уже не налоговая политика, уже не политика кредитования или Центрального банка, а причины уже на микроуровне это институциональные и кадровые ограничения для экономического роста.
И они связаны как раз не с тем, что мы не проводили структурные реформы, а именно с тем, что мы их проводили, потому что каждая структурная реформа в каждой области, она приводила к деградации этой отрасли или этой области и вымыванию оттуда квалифицированных кадров.
Реформа электроэнергетики привела к тому, что мы лишились во многом и объектов электроэнергетики, и кадров электроэнергетики.
Реформа науки привела к тому, что мы лишились или лишимся учреждений науки и кадров науки.
Реформа здравоохранения привела к тому, что мы лишимся части бюджетной сети и вымыванию оттуда квалифицированных кадров. И так в каждой отрасли.
Поэтому теперь, когда нужно решать задачи импортозамещения, находить новые технологические ниши, проводить на рынок новые технологические продукты, во-первых, этого уже негде делать, потому что производственные мощности утеряны и не восстановлены и это некому делать.
Конкретный пример. Уважаемые коллеги, сколько абсурдных решений, глупых, коррупционных принимались в этом зале, когда было совершенно очевидно тем, кто их принимал, я обращаюсь к "Единой России", что это решение коррупционное, что это решение неэффективное, и что его результаты будут отрицательные. Причём это принималось решение, когда мы могли довести его до самого высокого уровня. Это всё обсуждалось в этом зале.
А что же мы думаем, что вдруг будут приняты решения, допустим, по созданию элементной базы для комплектующих в АПК эффективные, когда уже нет, вообще, не то, что этих людей, которые могут создать решения эффективные в этой области, а даже никто не знает, кого нужно позвать в эти отрасли, чтобы они приняли здесь эффективные и грамотные решения. То же самое касается любых технических областей, где мы собираемся осуществлять импортозамещение.
Теперь, что касается того, что тут вот с нами согласились в оценке. Мартин Люцианович Шаккум, хорошо бы было, если бы с нами согласились тогда, когда принимались те решения, которые привели как раз именно к спаду экономического роста, именно к истощению и квалификационного, и технического потенциала.
Теперь, что касается отчёта по 2013 году. Опять же, 713 млрд рублей, это уже в 2013 году, пошло на пополнение резервного фонда. Чистые заимствования 512 млрд, то есть одновременно и пополнение резервного фонда, вложение в чужую экономику, и одновременно заимствование на 520 млрд это внутренних, и 184 внешних.
Хорошо, что, наконец, через 10 лет после проведения этой практики Антон Германович (А.Г. Силуанов, официальный представитель Правительства РФ, Министр финансов РФ – Прим. ред.) согласился, что на следующий год не будет такой практики, что одновременно резервный фонд пополнение и заимствование. Но ведь 10 лет, это же вот как раз за это время и улетучивались те источники роста, которые могли бы быть созданы. И при этом всё равно продолжается утверждение о том, что нужно сохранять бюджетное правило. Какое вообще может быть эффективное техническое решение, если мы здесь с вами, 450 человек, блуждаем в трёх соснах? То есть, одновременно не надо осуществлять заимствование, пополнять резервный фонд, при этом бюджетное правило нужно сохранить, а, значит, пополнять резервный фонд.
Далее. По поводу импортозамещения ВТО и всего остального. Посмотрите на структуру доходов федерального бюджета 2013 года. Сокращается доля импортных ввозных пошлин. Сокращается доля экспортных вывозных пошлин и увеличивается доля НДПИ это всё вот последствия вступления в ВТО. Что мы сделали? Мы увеличили налоговую нагрузку на наш бизнес. Мы ухудшили его конкурентные возможности. И как бы налоговый манёвр, он пошёл на опять же подавление экономического роста, ещё какие-то рычаги, источники оставались.
Далее. Не могу ещё раз не вернуться к тому вопросу, о котором здесь уже говорилось, что было с бюджетами регионов. Ведь планировался рост доходов на 12 процентов, а на самом деле 1,2. Один триллион, по прогнозу, недополучили. А в федеральном бюджете в это время сокращали расходы на образование и здравоохранение в надежде на то, что из своих больших доходов субъекты это покроют. Кого мы обманываем? И на самом деле нужно разобраться, как и каким образом, и были ли удовлетворены реально социальные обязательства. Потому что чудес не бывает. Если этого триллиона нет и фактические доходы сокращаются, то нужно серьёзно задуматься, а было ли реальное выполнение указа президента. А если оно было, то за счёт чего. Потому что без денег выплатить зарплату невозможно. Спасибо.