Михаил Емельянов: на рынке туристических услуг должно появиться несколько крупных и сильных туроператоров
см. также ↓Член Центрального Совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, первый заместитель руководителя партийной фракции в Госдуме Михаил Емельянов прокомментировал кризисную ситуацию, сложившуюся в российской туриндустрии:
С экономической точки зрения этот рынок очень нестабилен и низкодоходен. При этом конкуренция в нем избыточная. Сами компании очень невелики по объёму деятельности, часто демпингуют, выстраивают пирамиды, чтобы как-то выжить. Поэтому, если говорить об экономике, то на рынке туристических услуг в России должно появиться несколько крупных и сильных туроператоров, желательно транснациональных по масштабам, чтобы они были устойчивы к колебаниям рынка. Сейчас любое дуновение ветерка приводит к тому, что рынок "заваливается" и компании "сыплются".
С юридической точки зрения, я считаю, что в туристический бизнес необходимо вводить принцип саморегулирования отрасли. Два года назад мною и моими товарищами депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме были предложены поправки в закон "Об основах туристической деятельности в РФ", поддерживающие принцип саморегулирования в турбизнесе. Комитет эти поправки первоначально принял, но потом вмешалось Правительство, всё изменили и в результате мы получили Ассоциацию "ТурПомощь". По большому счёту это всё равно был шаг вперёд по сравнению с тем, что наблюдалось два года назад. Сейчас туристы хотя бы своевременно эвакуируются из-за границы.
Но надо ведь предупреждать такие ситуации. Нужен предварительный контроль. А это может обеспечить только саморегулирование. Пока туроператоры платят в Ассоциацию "ТурПомощь" взносы, но не могут повлиять на состав её членов. Даже если они видят, что какой-то туроператор ведёт себя неадекватно, демпингует, выстраивает пирамиды, они ничего с этим поделать не могут. При саморегулировании такого недобросовестного туроператора можно было бы исключить из реестра туроператоров, тем самым, по сути, прекратив его деятельность.
Кроме того, остаётся вопрос со страховкой. Сейчас на рынке сложилась ненормальная ситуация. Страховать туристический бизнес страховым компаниям невыгодно. Они стараются всячески уклониться от этого, указывая на то, что у них нет подходящих масштабов деятельности и нет возможности найти перестраховщика. С этой стороны всё тоже должно быть урегулировано и предусмотрено.
В первую же неделю после каникул (в середине сентября) я надеюсь провести заседание Экспертного совета по туризму, на котором будут обсуждаться все вышеназванные вопросы.