О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Программное выступление Шудегова В.Е. – председателя секции "Совет по образованию" Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в рамках заседания секции.

03 июля 2014

 см. также ↓

Уважаемые коллеги! Одним из результатов нашей работы стал проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 47 и 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (об уточнении правового статуса педагогических работников, их прав и свобод).

Новый Федеральный закон "Об образовании в РФ" п. 3 статьи 99 определил и гарантировал, что заработная плата учителей не может быть ниже уровня, средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Но остальные категории работников системы образования остались без всяких гарантий. Это воспитатели дошкольных организаций, преподаватели профессионального образования и научно-педагогические работники высшего образования, учителя системы дополнительного образования. Кто и когда позаботится о них?

Наша фракция уже внесла законопроект, по которому к 2016 году предлагается поэтапно поднять заработную плату всем категориям педагогических работников.

К сожалению, гарантированная заработная плата учителей в новом законе опоздала. Сегодня ситуация продолжает ухудшаться. Проведенный после принятия закона всероссийский социологический опрос показал, что 77 % учителей готовы сменить работу и уйти из профессии, не смотря на увеличение зарплаты. Это катастрофа!

Мало поднимать заработную плату. Не хлебом единым жив учитель. Растоптаны престиж, социальный статус и самоуважение учителя!

Можно показывать каков в западных странах социальный статус учителя, как его защищают и обеспечивают, как включают учителей в реестр государственной службы, как при этом им устанавливают заработную плату на 20-30 % выше, чем у госчиносников.

Но давайте вспомним свою российскую историю.

В дореволюционной России учителя находились на гражданской (статской) государственной службе и каждый получал личное, не потомственное дворянство. Причем – звание получал и сам учитель, и его жена, но не дети.

В табели о рангах гражданские звания учителей приравнивались к воинским званиям.

Учитель начальной школы имел чин коллежского регистратора (14 класс по Табели), приравнивался к званию капитана, ученикам его следовало величать "ваше благородие".

Учитель реального училища (нынешняя средняя школа) или гимназии приравнивался к званию майора, с титулом "ваше высокоблагородие".

Директор гимназии получал чин статского советника – полковник или генерал майор, в зависимости от численности штатов гимназии. С титулованием – "ваше высокородие".

Я не призываю вернуться к архаичным обращениям, типа "ваше высокородие". Революции и социальные, и научно-технические это справедливо упразднили. Но "с водой выплеснули ребенка". Благородную профессию низвели на уровень коммерции.

К примеру, возьмите право на пенсию учителя в дореволюционной России. После 25 лет стажа – назначалась учителю пенсия в размере оклада. При этом можно оставаться на службе и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 дополнительных лет – пенсия увеличивалась на 20 процентов. После смерти учителей – пенсионеров – по царскому Указу – его пенсию получала вдова – пока сыновья не поступят на службу, а дочери не выйдут замуж. Учителя имели громадную социальную защищенность и потому не бастовали и не ходили митинговать.

Даже если школа или училище закрывалась – всем учителям давали годовой оклад и обязательно предоставляли другую работу. Если молодой учитель шел на службу – выплачивались подъемные – треть годового оклада, прогонные и командировочные.

Учителям полагалась: освобождение от армии, казенная квартира, с бесплатным отоплением и освещением. Отмененная восставшим пролетариатом, эта форма социальной защиты учителя была возвращена Постановление ВЦИК в 1930 году. В новом Федеральном законе "Об образовании в РФ" Минобрнауки добился ее отмены вновь, проведя сброс всех социальных льгот учителя на региональный бюджет. Большинство этих бюджетов дырявые, а чиновники там вороватые. Учителя попрощались со своими льготами.

Сегодня отечественное образование функционирует, прокладывая путь новой России. И это обеспечивается за счет бескорыстного, патриотичного и беззаветного служения Родине абсолютного большинства педагогов и руководителей образовательных организаций. Мы верим, что в недалеком будущем все мы будем снимать шапки и низко кланяться при встрече с настоящим педагогом. Государство сегодня имеет большой долг перед педагогами и руководителями! Депутаты СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ разработали новый законопроект о статусе педагогов, по которому педагогическим работникам гарантируются их правовой статус, достойные права и свободы.

1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся

Основной идеей законопроекта является установление функционально полного правового регулирования общественных отношений, определяющих статус педагогического работника и направленных на обеспечение эффективного функционирования отечественной системы образования.

Актуальность задачи признания обществом особой роли педагога в обществе обусловлена необходимостью перехода к динамичному развитию интеллектуального потенциала, экономики и национальной безопасности России.

В последние десятилетия остро ощущается не только снижение качества российского образования, но и существенный разрыв между требованием перспектив развития российской экономики и реальным образовательным уровнем населения России.

При этом определяющую роль в формировании личности играет педагог. Реальное решение задачи по обеспечению национального единства России, формированию социально ответственного и патриотично ориентированного бизнеса, обеспечению экономического прорыва России невозможно без привлечения в систему образования наиболее подготовленных профессионально и нравственно членов российского общества. Достижение указанной цели возможно только при условии существенного повышения статуса педагога в обществе. А это требует закрепления федеральным законом значимых для общества положений, определяющих статус педагогического работника и обеспечивающих решение вышеуказанных задач.

Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексного регулирования отношений в части статуса педагогического работника (далее – СПР), создание правовых условий для существенного обновления и повышения СПР. При этом целесообразно предусмотреть, чтобы отношения в части СПР в своем большинстве регулировались бы нормами прямого действия.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с правами и обязанностями педагогического работника.

Действие норм законопроекта будет распространяться на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, органы местного самоуправления и их должностных лиц, образовательные организации, а также иные организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Установленные в настоящее время Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" положения не обеспечивают должного уровня СПР.

Законопроектом будут установлены новые права и обязанности педагогических работников с учетом особенностей их деятельности в различных уровнях образования и типов образовательных организаций, а также новые обязанности и права субъектов системы образования в отношении педагогических работников.

2. Место будущего закона в системе действующего законодательства

Законопроект представляет собой нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования в части СПР и выполняющий роль корректирующего акта в системе законодательства в области образования. Он направлен на реализацию положений статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на образование.

Данный законопроект в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, относится к разделу "130.000.000 Образование. Наука. Культура" и подразделу "130.010.000 Образование".

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений

В настоящее время общественные отношения в отношении СПР на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы СПР.

Принятие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "о мероприятиях по реализации государственной социальной политики" имело большое значение и стало поворотным пунктом в отношении СПР. В частности Указом предусмотрено:

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

В то же время следует признать, что ориентир не на среднюю заработную плату за одну ставку педагога, а в целом на среднюю заработную плату педагогов образовательной организации приводит к перегрузке педагогов, стимулированной администрацией.

Однако Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" из положений Указа закреплено только положение о доведении в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Таким образом, перспектива повышения заработной платы педагогическим работникам других отраслей образования Законом не определена.

Более того, рассматриваемым Законом не удалось сформировать СПР, соответствующий требованиям времени. Следует признать, что в целом правовой СПР урегулирован формально без решения многих актуальных для образования и педагогов проблем.

Правовой статус педагогических работников .регулируется положениями статьи 47. При этом определено, что под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей предусмотрено, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Однако такое, совершенно правильное "политическое заявление", в дальнейшем не находит в Законе своего подтверждения конкретными нормами, направленными на соответствие реального СПР вышеприведенному особому статусу.

В рассматриваемой статье определяются академические права и свободы, которые в большинстве своем носят декларативный характер (свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность, свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и т.д.). Но указанные положения не меняют общественного статуса педагога, хотя с профессиональной точки зрения они необходимы и применялись ранее.

Также Закон фактически продублировал ранее действующие положения в части социальных гарантий и особенностей трудовых отношений, наличие которых не помешали "опуститься" педагогу на одну из нижних ступеней социальной лестницы (право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации и т.д.). Правда, положение о праве на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года сократило периодичность повышения квалификации с 5 до 3 лет.

Вышеприведенные положения позволяют утверждать, что правовое регулирование СПР не позволяет реально установить особый статус педагога в обществе, как это декларируется статьей 47.

Представляется целесообразным для установления особого статуса педагога на законодательном уровне установить целый ряд конкретных норм прямого действия, которые позволят существенно повысить СПР, подняв его на одну из высших ступеней социальной лестницы.

В частности представляется возможным установить требование, что педагогический работник, выполняя должностные обязанности, находится под защитой государства. Применение насилия в отношении педагогического работника, а также публичное оскорбление педагогического работника при исполнении им профессиональных обязанностей приравнивается соответственно к применению насилия в отношении представителя власти или к публичному оскорблению представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением и влечет административную или уголовную ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации. Запрещается целенаправленное формирование негативного мнения о педагогическом работнике.

Педагогические работники должны иметь следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оплата длительного отпуска осуществляется в размерах не менее 50 процентов от средней заработной платы за соответствующий период предыдущего учебного года;

5) право на получение единовременного пособия в размере трех окладов (должностных окладов) педагогических работников при поступлении на работу в общеобразовательную организацию в год окончания по основной образовательной программе среднего профессионального образования образовательной профессиональной организации или по основной образовательной программе высшего образования образовательной организации высшего образования. В случае увольнения педагогического работника по его инициативе из общеобразовательной организации в течение первых трех лет со дня получения им единовременного пособия, единовременное пособие подлежит возврату;

6) право на получение ежемесячной надбавки в размере двадцати пяти процентов оклада (должностного оклада) по основной работе в течение первых трех лет работы, при условии поступления педагогического работника на работу в общеобразовательную организацию в год окончания им по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или по основной образовательной программе высшего образования образовательной организации высшего образования;

7) право на разовую выплату в размере ста пятидесяти тысяч рублей при поступлении на работу в общеобразовательную организацию, расположенную в сельском поселении, при условии поступления педагогического работника на работу в общеобразовательную организацию в год окончания им по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или основной образовательной программы высшего образования образовательной организации высшего образования. В случае увольнения педагогического работника по его инициативе из общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, в течение первых пяти лет со дня получения им единовременного пособия, единовременное пособие подлежит возврату. Порядок выплаты, установленной настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации;

8) право на получение единовременного пособия в размере двух окладов (должностных окладов) при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы);

9) право на получение надбавок к окладам (должностным окладам) в размере трех процентов за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса в общеобразовательной организации, на первое число каждого месяца;

10) право на получение надбавки в размере не менее пятнадцати процентов к окладам (должностным окладам) педагогических работников за работу в образовательном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте;

11) право на получение надбавок в размере двадцати пяти процентов к окладам (должностным окладам) в случае присвоения им почетных званий "Народный учитель СССР" и "Народный учитель Российской Федерации";

12) право на установление оплаты труда в размере не менее оклада (должностного оклада) педагогического работника в случае, когда педагогический работник малокомплектной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, имеет учебную нагрузку не менее 75 процентов от нормативной учебной нагрузки;

13) право на доплаты или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) педагогических работников при работе в федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) за наличие ученой степени в размерах:

3000 рублей за ученую степень кандидата наук;

7000 рублей за ученую степень доктора наук. Педагогическому работнику (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования, находящегося в ведении субъектов Российской Федерации, или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования надбавки за ученую степень кандидата наук или доктора наук устанавливаются по решению и в размерах, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

14) право на получение при работе в общеобразовательной организации или профессиональной образовательной организации в служебных целях персонального компьютера или ноутбука и компенсации стоимости ежемесячной абонентской платы или ее части за работу в сети Интернет по минимальному тарифу, но не более 250 рублей в месяц;

15) право на компенсацию в размере пятидесяти процентов от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах не реже, чем один раз в пять лет за счет средств учредителя образовательной организации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

16) право на скидку в размере пятидесяти процентов от стоимости посещения государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их в случае сопровождения обучающихся;

17) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

18) право на получение для своих детей квоты на целевой прием по педагогическим направлениям подготовки в образовательные организации высшего образования, при условии работы в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельском поселении, не менее 10 лет. Порядок предоставления квоты устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

19) право на выделение места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства в первоочередном порядке;

20) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.".

Кроме того, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), должны иметь право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением или, с согласия педагогического работника, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размеры компенсации должны покрывать фактические затраты на оплату педагогическим работником жилья, отопления и освещения. При реализации права педагогических работников, установленного настоящим пунктом, учитываются все члены семьи педагогического работника, проживающие с ним, и вся площадь жилых помещений, занимаемая семьей педагогического работника. Условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Важно, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с положениями настоящей части статьи 99 данного Федерального закона. Расходы на оплату труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, включаемые органами государственной власти в нормативы, не могут быть ниже уровня, рассчитанного на одну ставку педагогического работника, в следующих процентных соотношениях к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие образовательные организации:

– для работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования:

с 1 января 2015 года – 150 процентов;

с 1 сентября 2015 года – 175 процентов;

с 1 сентября 2017 года – 200 процентов;

– для педагогических работников профессиональных образовательных организаций:

с 1 января 2015 года – 100 процентов;

с 1 сентября 2017 года – 125 процентов;

– для педагогических работников общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций с 1 января 2015 года – 100 процентов;

– для педагогических работников иных государственных и муниципальных образовательных организаций с 1 сентября 2017 года – 100 процентов.

4. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего федерального закона

Наличие прогрессивного законодательства, обеспечивающего полноценное правовое регулирование общественных отношений относительно СПР, является необходимым условием эффективного функционирования и развития отечественной системы образования.

Принятие законопроекта обеспечит существенное укрепление педагогического состава системы образования, а, следовательно, повысит качество и эффективность работы образовательных организаций, в чем, заинтересованы российская экономика и практически каждая российская семья.

Таким образом, законопроект направлен на повышение качества образования, расширение гарантии реализации прав в области образования, реальное обеспечение поступательного развития отечественной системы образования в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальной экономики.

Прошу Вас высказать свои замечания и предложения к направленному Вам варианту законопроекта.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International