4 июля Государственная Дума во втором чтении рассмотрела проект федерального закона № 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования". Законопроект представила одна из его авторов Галина Хованская:
Уважаемые коллеги, в первоначальной концепции законопроекта предполагалось, что весь дом, построенный с некоммерческой целью обеспечения жильём семей с невысоким уровнем дохода, предоставляется очередникам. То есть все квартиры в этом доме принадлежат одному собственнику и предоставляются по одному виду договора-найма.
К великому сожалению, на комитете, на одном из последних заседаний, уже после работы всех наших рабочих групп прошло решение о том, что 50 процентов этого жилья можно предоставить на коммерческих условиях гражданам, которые в улучшении жилищных условий не нуждаются. Это изменение концептуальное в документе, и мы, с большим сожалением, об этом сегодня вам докладываем.
Поэтому я вам предлагаю вот эти поправки не поддерживать. Альтернатива какая? Обойти норму о 50 процентах можно элементарно, штраф смешной 100 тыс. рублей для застройщика, и весь дом станет коммерческим. Это первое.
Второе, самое главное. Какую мы решаем задачу? Обеспечение очередников или решаем задачу, как можно быстрее, чтобы деньги вернул застройщик? Вот подумайте. Есть другие способы компенсировать застройщику его расходы. Есть налоговые льготы, которые мы будем принимать с вами в сентябре, земельные, прямое субсидирование, нежилые помещения. То есть, есть другие источники, и не нужно вот этот дом делать опять. Мы хотели сделать красивую модель: один собственник и один вид договора. Вспомните наши "дома-ёжики", где конфликт интересов зашкаливает, потому что там живут и наниматели, и собственники нищие приватизированных квартир, и граждане, купившие на рынке это жильё. И дело не в том, что будет у нас лицензирование, саморегулирование, изначально заложен конфликт интересов в таких домах. Никогда они не договорятся, потому что у них разные возможности и разные требования к услугам управления.
Если мы сейчас думаем только о застройщике, а не думаем об очередниках, если мы сейчас думаем о том, как бы быстрее отдать им деньги, а не о том, как будет потом 50-70 лет управляться этот дом, то можно, конечно, эти поправки поддерживать.
Но я не скрываю, что в случае если эти поправки будут поддержаны, осенью я снова внесу те изменения, о которых я сейчас говорю, и которые сейчас содержатся в таблице отклонённых поправок.
Уважаемые коллеги, вот обратите внимание, дом строится полтора года, потом мы живём в нём 70, а иногда 100 лет. Вот поверьте мне, что если у нас будет опять "дом-ёжик", управлять таким домом будет сложно, понимаете? Никогда богатые не поймут бедных и даже людей со средним достатком. Поэтому я вас убедительно прошу: всё-таки не принимать, не поддерживать эти поправки.