Выступление Николая Левичева на круглом столе "Поворот России к Востоку и перспективы отношений с АСЕАН"
см. также ↓17 июня в Государственной Думе состоялся круглый стол "Поворот России к Востоку и перспективы отношений с АСЕАН". Ведущим и организатором круглого стола выступил Заместитель Председателя Государственной Думы, член Комитета по международным делам Николай Левичев. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления:
– Прежде всего, хотел бы поблагодарить всех, кто до нас добрался, всех, кто пришел, всех, кто нашел возможность принять участие в нашей сегодняшней встрече. Мы пригласили тех людей, кто уже давно работают со странами АСЕАН, тех, кто заинтересован в налаживании контактов с партнерами из этой группы государств, и тех, кто посвятил годы своей жизни изучению этих стран.
Мир сегодня снова меняется на наших глазах. Наверное, трудно до конца оценить масштабы этих изменений. Я уверенно могу сказать, что еще полгода назад никто даже представить себе не мог, что Крым вновь станет частью России. Готов признаться, что 20 февраля в Государственной Думе начались встречи с делегацией Государственного совета Автономной Республики Крым во главе с Константиновым. В десять утра эти встречи начались с моего кабинета. Потом уже встречались с представителями других фракций и руководством. И в мыслях ни у кого не было, что такой сценарий может быть реализован на практике. За эти полгода мир кардинальным образом изменился. Теперь эти процессы стали очевидны всем. Мы стали свидетелями болезненной реакции на фактическое окончание периода попыток построения однополярного мира. К сожалению, трагические события на Украине развиваются сегодня в этом русле. Каждый день мы с содроганием ждем новых известий и пытаемся на эти известия адекватно реагировать.
Безусловно, многие страны, даже те, которые на Генеральной Ассамблее ООН не поддерживали в ходе голосования российские позиции, на крупных международных площадках (например, встреча министров Движения неприсоединения) высказывают простую мысль: гарантией от дальнейшей дестабилизации мирового порядка может быть только формирование полицентрической системы. И такой подход отвечал бы интересам нашей страны.
Мне кажется, что в этом контексте следует рассматривать усиление восточного вектора российской внешней политики, самой заметной важной вехой которого стало подписание соглашений с Китайской Народной Республикой. Замечу, что те же станы АСЕАН отнеслись к заключению этого соглашения с большой осторожностью.
В этой связи необходимо продолжить формирование сети двустороннего и многостороннего взаимовыгодного сотрудничества с максимальным числом государств. Это было бы важным стабилизирующим фактором, который помог бы раскрыть потенциал процессов экономической глобализации.
В связи с этим я хочу, чтобы мы сегодня попытались непредвзято оценить состояние и перспективы наших отношений с АСЕАН, динамично развивающейся группой государств, уровень сотрудничества с которыми может быть намного выше, чем это имеет место в данный момент.
Достаточно скромные показатели нашего товарооборота с АСЕАН (по последним заверениям министра экономического развития Улюкаева, они превысили 17 млрд. долл.), с одной стороны, казалось бы, демонстрируют отличную динамику (с 2005 года цифры учетверились), но в то же время не соответствуют возможному потенциалу развития этих отношений. Скромностью этих цифр подчас объясняют удаленностью, разнородностью этой группы стран, тем, что их экономики спрофилированы на другие экономико-политические центры, прежде всего на Китай и США.
Но очевидно, что в последнее время основные тенденции влияния на мировую экономику формируются в азиатско-тихоокеанском регионе, и запрос на развитие торгово-экономических отношений стран этого региона с Россией превышает предложения с нашей стороны.
Уверен, что последовательная, настойчивая и кропотливая работа позволит нам продвинуться в этом очень перспективном в точки зрения бизнеса регионе. Отмечу, что представители стран АСЕАН выражают заинтересованность в укреплении международной активности России в этом регионе, с тем, чтобы предотвратить сползание Азиатско-Тихоокеанского региона к биполярной модели.
Мне представляется, а я в Государственной Думе отвечаю за развитие парламентских связей с государствами АТР, что система работы с АСЕАН у нас наметилась только в теории. Вроде бы все последовательно фиксируется на бумаге, но на практике речь идет в большей степени об усилиях отдельных компаний и даже бизнесменов. Это приводит к ситуациям, когда крупные анонсированные проекты годами остаются на уровне в лучшем случае меморандумов, а затем снимаются с повестки дня. Вчера появилась информация, что "Роснефть", "Зарубежнефть" и "Петровьетнам" подписали Меморандум о взаимопонимании в области геоисследований на шельфе Вьетнама. Мы ждали продвижения в этой области, но, опять же, меня немного смущает выражение "меморандум о взаимопонимании". У нас взаимопонимания хватает, не хватает инвестиций.
В то же время, обсуждая тему возможного наращивания нашего сотрудничества, нужно отдавать отчет в том, что фактора американской, китайской, японской конкуренции в этом регионе никто не отменял, а условия ведения бизнеса в странах АСЕАН подчас далеки от европейских стандартов.
Сегодня мы хотели бы вместе с вами постараться совместно проанализировать все эти аспекты, посмотреть, что мешает или, наоборот, могло бы способствовать развитию сотрудничества со странами АСЕАН. Необходимо продумать, каким образом мы могли бы привлечь асеановский бизнес к реализации планов по развитию нашего Дальнего Востока, созданию территорий опережающего развития, формированию транспортных коридоров, в том числе с учетом возможностей Евразийского экономического союза.
Мы собирались пригласить на мероприятие сотрудников дипломатических представительств стран АСЕАН, но потом решили, что для начала давайте проведем внутренний междусобойчик, чтобы сделать обмен мнениями более откровенным, доверительным. В этом смысле я рассматриваю круглый стол как "мозговую атаку", внутреннее совещание, по итогам которого, я надеюсь, мы сформулируем рекомендации для исполнительной и законодательной ветвей власти по развитию отношений с АСЕАН. И, может быть, в каком-то формате проинформировали о наших творческих планах асеановский дипломатический корпус.
Исходя из таких целей и предлагаются вопросы к обсуждению на нашем круглом столе:
Проблема придания динамики отношениям России со странами АСЕАН;
Выявление факторов, способствующих экономическому и инвестиционному сотрудничеству;
Определение системных препятствий на пути развития этих отношений.
Мы пригласили к участию в дискуссии депутатов Государственной Думы, представителей бизнеса, работающих в странах АСЕАН, представители МИД России, Минэкономразвития, МГИМО, Дипломатической академии МИД РФ, экспертов из профильных институтов РАН и руководителей обществ дружбы.