11 июня Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 532291-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2014 год). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Андрей Крутов:
Уважаемый Иван Иванович (прим. – И.И. Мельников, первый заместитель Председателя ГД РФ), уважаемые коллеги!
В начале выступления слова благодарности, прежде всего, Счётной палате, и лично Татьяне Алексеевне Голиковой за подробный и критичный анализ предлагаемых изменений, Министерству финансов и, прежде всего, Татьяне Геннадьевне Нестеренко за подробный материал и, главное, наглядные слайды, которые позволяют даже неспециалисту разобраться в том, что нам Правительство предлагает. Все эти документы позволяют нам оценить некоторые достоинства и принципиальные недостатки представленного нам документа.
Какие выводы делаем мы? Первый вывод такой, что мы в очередной раз убеждаемся, что альтернативный бюджет, который ежегодно разрабатывает фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", группа депутатов во главе с первым заместителем Председателя комитета по бюджету Оксаной Генриховной Дмитриевой, оказывается точнее правительственного по основным принципиальным показателям. Это касается и прогноза экономического роста, и уровня инфляции, и цены на нефть и газ, и объёма нефтегазовых и не нефтегазовых доходов, дефицита и профицита, и так далее.
Второй вывод, который мы делаем, это то, что в предлагаемых нынче Правительством поправках впервые есть некоторое движение в правильном направлении. Что мы имеем в виду? Прежде всего, это сокращение заимствований на внутреннем рынке порядка 350 млрд рублей, сокращение заимствований на внешнем рынке, соответственно, снижение стоимости обслуживания внешних и внутренних заимствований, а также уменьшение объёма пополнения средств Резервного фонда. Всё это мы оцениваем как позитивные тенденции, но надо отдавать себе отчёт, что дополнительные доходы, которые позволяют нам провести эти изменения, они всё-таки связаны, прежде всего, с благоприятной конъюнктурой, а не с какими-то осмысленными действиями Правительства.
Дополнительные доходы у нас, прежде всего, формируются за счёт увеличения курса доллара, увеличения мировых цен на нефть и газ, увеличения экспорта продуктов нефтепереработки и увеличения налогооблагаемых объёмов добычи российских полезных ископаемых. В результате, вместо предполагаемого дефицита порядка 400 млрд рублей, мы имеем в предложенном нам документе профицит порядка 280 млрд рублей. И вот с этой позицией, а именно: наличие профицита, мы категорически не согласны, так же как мы не можем согласиться с наличием так называемого "бюджетного правила" и последовательно настаиваем на его отмене.
Нам необходим не профицит, не вложение в резервы, а вложение в собственную экономику, тем более, что ситуация в российской экономике продолжает ухудшаться. Мы видим, в том числе и в представленных нам документах, что рост ВВП фактически нулевой, мы видим, что темпы роста доходов населения фактически нулевые, мы видим увеличение доли безработных на 7,5%, мы видим рост просроченной задолженности по заработной плате, начиная с этого года на 35%.
Мы видим прогнозируемый отток капитала в 90 млрд рублей в год, что в 3,5 раза превышает изначальные прогнозы. Мы видим и сокращение не нефтегазовых доходов на 284 млрд рублей, притом, что значительно увеличиваются именно нефтегазовые доходы, их доля достигает 52,5% наших доходов федерального бюджета. Мы видим, что сокращаются инвестиции в основной капитал, уменьшается объём розничной торговли, снижается на 20% финансовый результат деятельности предприятий и организаций. На всё на это накладывается негативная геополитическая обстановка вокруг России, связанная с угрозой введения различных санкций, в том числе экономических, а также сильная зависимость России от импорта, в том числе зависимость от импорта таких стратегических отраслей, как топливно-энергетический комплекс.
Мы уверены, что дополнительные доходы не должны лежать мёртвым грузом, они должны компенсировать все эти негативные тенденции.
Мы хотели бы увидеть от финансово-экономического блока Правительства в своих поправках в бюджет не только бухгалтерские проводки, которые перераспределяют финансовые ресурсы, но и внятную программу по стимулированию экономического роста, предложения по развитию промышленности России, программу стимулирования импортозамещения, план по созданию новых рабочих мест. Но, к сожалению, этого нет.
Вместо этого складывается ощущение, что у Правительства нет идей, куда направить эти 280 млрд профицита.
Со своей стороны, мы предлагаем направить эти ресурсы на финансирование социальных мероприятий и в регионах, в том числе на выполнение майских указов Президента и, прежде всего, на медицину, где ситуация с финансированием близка к критической. Мы предлагаем направить эти ресурсы на дополнительное финансирование науки и инноваций, в том числе и с прицелом на импортозамещение. Мы предлагаем направить эти ресурсы на поддержку малого бизнеса, в том числе ввести налоговые каникулы двухлетние и увеличить финансирование государственной программы поддержки малого бизнеса.
Мы предлагаем направить эти деньги в жилищно-коммунальную сферу, в том числе на финансирование капитального ремонта, а не спихивать эти проблемы на граждан.
Мы предлагаем увеличить финансирование оборонного заказа в том числе и прямыми бюджетными деньгами, а не с использованием механизмов кредита. Тем не менее, мы, отдавая должное тем позитивным тенденциям, которые наметились у нас в бюджетной политике, это, прежде всего, касается ситуации с внутренними и внешними заимствованиями и с учётом доработки законопроекта ко второму чтению, пожалуй, впервые в истории готовы, как фракция, поддержать законопроект об изменениях в бюджет в первом чтении.
Спасибо.