28 мая фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме провела круглый стол на тему "Государственная поддержка малого предпринимательства: законодательный аспект". Участники мероприятия говорили о необходимости снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, повышении доступности заемных финансовых ресурсов, введении персональной ответственности чиновников за принимаемые ими решения. При этом они поддержали пакет законопроектов, внесенных справороссами, направленный на поддержку субъектов малого предпринимательства. О проблемах малого бизнеса в России рассказал ведущий круглого стола, руководитель секции по поддержке малого предпринимательства Экспертного совета по законотворчеству при фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Андрей Крутов:
– Предприниматели из разных регионов России обращали внимание на те проблемы, которые стоят перед малым бизнесом. К сожалению, мало, что изменилась, и мы лишний раз убедились, что проблемы все те же, что и раньше. Условно их можно разделить на три блока: налоги, ограничение свободы предпринимательства и господдержка.
За последние несколько лет налоговая нагрузка на малый бизнес выросла в 2-2,5 раза. Это вкупе с не всегда продуманными решениями нередко приводит к ликвидации малых предприятий или уходу предпринимателей в "тень". Именно поэтому мы предлагаем ряд изменений в налоговое законодательство, в частности, размеры страховых взносов в государственные внебюджетные фонды вернуть к уровню, существовавшему до 2011 года. Это позволит снизить их примерно в два раза. Все ранее сделанные заявления о том, что, повышая размер страховых взносов, мы тем самым затыкаем "дыру" в Пенсионном фонде РФ – это фикция. Потому что все это несопоставимые по своим масштабам деньги. От малого бизнеса – это лишь несколько десятков миллиардов рублей в пенсионную систему, а "дыра" там в несколько сотен миллиардов. При этом цена такого решения – тысячи закрывшихся малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Много возмущений у предпринимателей вызывает проведенная в регионах кадастровая оценка недвижимости, которая повлекла за собой увеличение арендных платежей на арендуемое имущество и налогов. Более того, представители из регионов отмечают, что каким-то чудесным образом под повышение не попадают крупные олигархические структуры, объекты сетевой розницы, дачи чиновников. По ним почему-то не происходит роста налогов, зато для малого бизнеса, среднего и ниже среднего по полной программе идет рост. Необходимо ввести мораторий на проведение налогообложения по кадастровой стоимости, привести систему кадастровой оценки в соответствие нормам, предоставив всем возможность, желательно в упрощенном порядке, оспорить ее результаты. Только после того, когда претензий к кадастровой оценке не будет, она может использоваться для целей налогообложения. Понятно, что кадастровая оценка должна быть на уровне рыночной или чуть ниже нее, но никак не выше рыночной. Сейчас же, порой, кадастровая оценка превышает в несколько раз рыночную, что, естественно, вызывает возмущение и у малых предпринимателей, и у граждан. Поэтому введение моратория на налогообложение по кадастру, если мы ни хотим социального взрыва, просто необходимо.
Кроме того, мы предлагаем повысить критерии, позволяющие небольшим компаниям перейти на упрощенную систему налогообложения. Речь идет о предельной величине доходов, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения – с 60 до 200 миллионов рублей в год и остаточной стоимости основных средств – с 100 до 300 миллионов рублей. В ближайшее время планируем внести в Госдуму законопроект о двухлетних налоговых каникулах как для вновь создаваемых, так и для существующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
В ходе круглого стола отмечалось, что идет возврат к системе избыточного уголовного преследования предпринимателей, в том числе за налоговые преступления. То есть те тенденции либерализации уголовного законодательства, которые были заложены при предыдущем Президенте России, откатываются назад. И на эту тревожную тенденцию, обращали внимание в своих выступлениях представители предпринимательского сообщества. С учетом увеличения налоговой нагрузки вероятность того, что люди не смогут заплатить налоги, не рассчитав своих усилий, достаточно велика. В результате, они попадут еще и под уголовное преследование из-за этого. Вероятность именно такого развития событий возрастает многократно.
Запрет на продажу пива, алкоголя, табака в ларьках и палатках, совершенно недейственный метод с точки зрения ограничения их потребления. Потому что все то же самое продается и сейчас в магазинах и торговых сетях, и также доступно, как и в ранее продававших их палатках. Однако введение запрета привело к потере выручки малых предпринимателей на 70-75 процентов и их массовому закрытию. Плюс еще проблема сноса так называемых нестационарных торговых объектов по всем регионам. Считаю, система размещения этих нестационарных торговых объектов должна быть упорядочена, и не подразумевать массовый снос и закрытие под любыми даже самыми благовидными предлогами.
Одной из проблем является доступность кредитов для малого бизнеса и их чрезмерная дороговизна. Считаю, что даже Агентство кредитных гарантий, которое создается для поддержки малого бизнеса, не выполнит задачу повышения доступности кредитов для него. Доступ к кредитным деньгам, деньгам для стартапов должен быть простой и дешевый. Именно поэтому мы предлагаем воссоздать Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства должны функционировать также на региональном и муниципальном уровне. Кроме того, мы будем обязательно предлагать увеличить на порядок расходы федерального бюджета на поддержку малого бизнеса. Финансирование должно быть увеличено, как минимум, в 10 раз, т.е. примерно до 200 миллиардов рублей.
Предприниматели говорили о росте тарифов на электроэнергию и о том, что малый бизнес подпадает под нерегулируемые тарифы. Хотя, наверно, было бы справедливо в какой-то части малый бизнес перевести на регулируемые тарифы, как для населения. Потому что это самозанятость, это новые рабочие места, особенно в малом бизнесе и микробизнесе. Было бы разумно, чтобы они получали энергоресурсы по регулируемым тарифам. Кроме того, предприниматели предлагали ввести имущественную и персональную ответственность чиновников за решения, которые привели к потерям в связи с несправедливым преследованием и неправомочными решениями по отношению к малому бизнесу. Мы посмотрим, как эту идею можно реализовать, и подготовим соответствующие предложения.
На круглом столе мы анонсировали наш законопроект о франчайзинге. Нам высказывались претензии, что он немножко направлен в сторону тех, кто работает по этой схеме. Но мы об этом и говорим, что цель законопроекта – защитить именно малый бизнес. Для только начинающего работать малого предприятия франчайзинг, и мировой опыт это показывает, зачастую, один из немногих шансов вообще выйти на рынок и не прогореть со стопроцентной вероятностью. Мы как раз и хотим, чтобы малый бизнес был защищен. Потому что те, кто представляет франшизу, это все-таки средний и крупный бизнес, а те, кто ею пользуется, те, кто размещает под этими франшизами бренды, это малый бизнес. И его права должны быть должным образом защищены.