Выступление Николая Левичева на расширенном заседании Совета Палаты депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Севастополе
см. также ↓27 мая в Севастополе состоялось расширенное заседание Совета Палаты депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. С докладом на заседании выступил Председатель Совета Палаты депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев:
– Я искренне рад приветствовать всех участников нашего заседания. Мы хотим, чтобы Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ заняла прочные позиции в городе-герое Севастополе и Республике Крым. Не скрываем, что одна из задач нашего коллективного выезда в Севастополь – это создание Палаты депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в этом новом субъекте Российской Федерации.
Позвольте сказать несколько слов о том, что такое Палата депутатов СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.
Такого института нет ни у одной российской партии. Это, если хотите, наше политическое ноу-хау, которое родилось из нашей активной политической деятельности, в политических боях.
Созданная в 2006 году Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, объединившая политически активных людей из целого ряда политических партий, очень быстро пришла к выводу, что золотым фондом партии, ее основой является именно депутатский корпус.
Решение создать Палату депутатов было принято Президиумом Центрального Совета Партии по предложению Конгресса депутатов от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в 2009 году. А на VII съезде мы приняли решение, что Палата депутатов должна стать уставным органом партии.
Совет Палаты депутатов избирается Съездом Партии на такой же срок полномочий, что и Центральный Совет партии – на два с половиной года. Палата депутатов формируется решением Президиума Центрального Совета Партии по представлению Советов региональных отделений с учетом определенной квоты, которая вычисляется, исходя из численности депутатского корпуса в том или ином регионе.
Мы не просто так вынашивали решение о таком партийном формате. Мы ставим перед Палатой задачу координации работы депутатов всех уровней. Мы ставим задачу создавать коммуникации, обеспечивать постоянный обмен информацией, связывать наш депутатский корпус в единое целое на платформе программы нашей партии – социал-демократической платформе.
На федеральном уровне Палата формируется из числа депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов региональных законодательных собраний и представительных органов муниципальных образований. В настоящее время в составе Палаты депутатов 103 депутата.
На уровне субъектов федерации создаются региональные Палаты депутатов. В настоящее время действуют 48 региональных Палат.
Мы считаем, что за минувшие четыре года своей деятельности Палата доказала свою жизнеспособность. Она существенно расширяет законодательные возможности партии и повышает ее авторитет среди избирателей.
Я приведу несколько цифр, чтобы вы представляли себе масштабы нашей деятельности.
В настоящее время наша партия имеет 5643 депутата на всех трех уровнях представительной власти. Федеральное Собрание Российской Федерации. В Совете Федерации нас представляет наш коллега Антон Владимирович Беляков. В Государственной Думе мы имеем фракцию в количестве 64 депутатов, это третья по численности фракция. А также депутаты партии работают в государственных органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, в представительных органах муниципальных образований.
Региональные депутаты объединены в 72 фракции и депутатские группы. На региональном уровне, в законодательных органах субъектов у нас 293 депутата Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
В органах местного самоуправления депутатский корпус СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ насчитывает 5277 депутатов.
Также упомяну, что членами нашей партии являются 103 главы муниципальных поселений.
Так что, видите, наш депутатский корпус – это уже довольно большая сплоченная сила, ядро партии, мощный политический ресурс.
В текущем созыве Государственной Думы депутатами нашей фракции уже было внесено 528 проектов федеральных законов, из них 228 в настоящий момент находятся на рассмотрении.
Если попытаться выяснить эффективность работы того или иного депутатского корпуса, понятно, при всей условности этих цифр, если мы возьмем среднее количество законопроектов, вносимых одним депутатом, то по этому показателю наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в несколько раз превосходит и "Единую Россию", и наших коллег по оппозиции – коммунистов.
Но мы никогда себя не обманывали, не хотим обманывать и вас. Большинство наших инициатив до сегодняшнего дня партия власти "Единая Россия", как правило, по отмашке Правительства, которое дает отрицательные заключения, сносит. Иногда это происходит даже без рассмотрения, иногда при рассмотрении по надуманным основаниям.
Мы к этому относимся терпимо, толерантно, но мы работаем не просто в стол. Уже довольно давно сложилась такая система в отношении оппозиции (мы тут не оригинальны), когда наши идеи довольно часто заимствуют, и они принимаются уже за подписью, скажем так, "правильного" субъекта законодательной инициативы. Иногда, что называется, с точностью до запятой, иногда с какими-то вариациями на тему.
Я могу назвать несколько таких прорывных идей, которые мы первые внедряли в политическое пространство. Это и идея материнского капитала; это и наше требование введения контроля за расходами чиновников, а не только за их доходами; это и наша борьба за деофшоризацию экономики; это и идея налога на роскошь; и может быть, даже привлечение внимания к вопросам культуры, чтобы рассматривать ее не как "нечто после запятой", а как ресурс развития нации.
Только у нашей Партии в предвыборной программе нашей Партии, на выборах в Государственную Думу 2011 года, проблемы культуры стояли на первом месте. Это, с одной стороны, формальный подход, а с другой стороны мне, будучи руководителем фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОСИЯ" в прошлом созыве, приходилось указывать на то, что во время кризиса 2008-2009 годов в антикризисной программе Правительства слово "культура" вообще ни разу не упоминалось, и надо было выступать на отчете Правительства, чтобы Президент обратил на это внимание.
Хотел также сказать, что мы поспособствовали тому, чтобы на Международный фестиваль "Великое русское слово", который пройдет в Крыму в июне, в Крым, в том числе, в Севастополь приехала большая группа представителей бюджетных организаций культуры и лидеров некоммерческих организаций культуры. Мы также собираемся провести в Крыму Всероссийский конгресс, где будем обсуждать не только крымские проблемы культуры, но и проблемы культуры всей Российской Федерации.
Кратко перечислю основные направления работы Палаты депутатов.
Прежде всего, это разработка актуальных законопроектов на всех уровнях, где возможна законодательная инициатива.
Второе направление – это координация законодательных инициатив наших депутатов.
Палата позволяет создать такую своеобразную законотворческую вертикаль, когда, с одной стороны, федеральные инициативы становятся основой для соответствующих инициатив на региональном уровне, с другой стороны, мы получаем импульс от региональных и местных депутатов.
Например, наша фракция в Государственной Думе подготовила законопроект "О детях войны". В дальнейшем такой закон удалось принять в различных версиях в 11 региональных законодательных собраниях. Это Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская, Самарская, Псковская, Тверская, Мурманская, Вологодская, Белгородская, Новосибирская области и город Владивосток.
Мы знаем, что по украинскому законодательству дети войны получали социальную поддержку. Мы считаем одной из своих задач, в частности, Палаты депутатов, при координации регионального и федерального законодательных полей, как минимум сохранить эту поддержку, а желательно ее хотя бы немного увеличить.
Может быть, как я сказал представителями СМИ, получив новый импульс мы прорвем и федеральное вето, которое партия "Единая Россия" неоднократно накладывала на различные инициативы о введении статуса граждан "дети войны" в федеральное законодательство.
С другой стороны, как я уже упоминал, мы формируем своеобразную законотворческую горизонталь. Это когда законодательные инициативы, выдвинутые в одном регионе, подхватывают депутаты других регионов.
Например, депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Законодательном собрании Приморского края разработали закон о мерах социальной поддержки для усыновителей сирот, который был принят в крае и выдвинут нашими фракциями в других регионах России.
Мы пытаемся использовать и такую форму работы, как разработка в недрах Палаты депутатов модельных законов.
Например, по инициативе Совета Палаты разработаны модельные законы "О семейных детских садах и семейной политике", "О государственной поддержке садоводов", "О рыболовстве", "О запрете продажи и распространения напитков, содержащих тонизирующие компоненты".
Это то, что в последнее время на слуху. Все эти законопроекты обсуждались в региональных Палатах и затем использовались в работе региональных законодательных собраний.
Четвертый момент, который нужно как-то акцентировать, это опыт проведения Партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Конгрессов депутатов по федеральным округам. Такие Конгрессы проводились нами по самым актуальным проблемам для данного региона с приглашением представителей исполнительной власти.
Это довольно масштабное событие, весомый информационный повод, который региональным властям, нравилось им это или не нравилось, но обойти вниманием не удавалось.
Эти Конгрессы помогают нам объединить и мобилизовать наш региональный актив, пропагандировать Программу Партии. В частности, нам это помогло, когда мы "штурмовали" Государственную Думу в декабре 2011 года в условиях, когда определенными, сейчас я помягче эпитет подберу... политтехнологами вбрасывалась концепция слабого звена в политической системе Российской Федерации. Почему-то им мерещилось, что этим слабым звеном должна быть Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Но мы ответили на эти инсинуации циклом Конгрессов депутатов в регионах. Я перечислю вам их названия, как мозайка, чтобы была понятна проблематика, которую мы охватывали.
В Архангельске мы проводили Конгресс на тему "Семья и дети – главный приоритет в развитии России".
В Ростове-на-Дону на тему "Продовольственная безопасность и проблема развития сельского хозяйства".
В Москве на тему "Прогрессивное общество против социального неравенства".
В Омске "Защита труда и пути преодоления социального неравенства".
Во Владикавказе "Северный Кавказ: традиции и культура как ресурс развития региона".
В Чебоксарах проходил Конгресс на тему "Социальная политика региона: решение жилищной проблемы и эффективное управление жилым фондом".
В Екатеринбурге была тема "Региональная промышленная политика как инструмент модернизации экономики".
В Хабаровске была тема "Развитие рынка труда и проблемы регулирования миграции в Дальневосточном Федеральном округе".
В Иваново мы провели Конгресс на тему "Малые города России".
По итогам всех этих Конгрессов были приняты резолюции, адресованные как жителям регионов, СМИ, так и органам власти, и региональным, и федеральным.
Как правило, материалы Конгрессов имеют довольно существенный общественный резонанс и приводят хотя бы к каким-то телодвижениям органов исполнительной и законодательной власти.
В феврале, на заседании нового состава Палаты депутатов в Москве, мы приняли решение об организации обучающих семинаров. Если хотите, открытие, это своеобразная политическая Академия Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Это новая форма нашей работы. Мы прекрасно понимаем, что депутатскому корпусу необходима систематическая методическая помощь. Депутатов надо учить работать с нормативными правовыми актами, особенно это актуально для новых субъектов Российской Федерации, которым практически с чистого листа нужно овладеть всей нормотворческой базой российского законодательства.
Надо учиться участию в избирательных кампаниях, поэтому мы планируем работать не только с уже состоявшимся депутатским корпусом, но и кандидатами в депутаты.
Вы знаете, что в России введен единый день голосования. Нравится нам или не нравится, но он будет проходить во второе воскресенье сентября и теперь практически весь летний сезон будет идти определенная форма учебы кандидатского корпуса. Мы будем учить общаться с людьми, осваивать партийную социал-демократическую идеологию.
В рамках Палаты мы пытаемся организовать активный обмен опытом. Особенно большое внимание уделяем проблемам местного самоуправления.
26 февраля на расширенном заседании Палаты депутатов мы сформулировали тему таким образом: "Институт местного самоуправления – ключевой элемент российского гражданского общества".
Мы искренне считаем, что гражданское общество, о рождении и создании которого много лет идут малоплодотворные дискуссии, не может существовать, если оно не будет опираться на местное самоуправление, на депутатский корпус, который получает мандат доверия от граждан, от избирателей, и который должен вместе с этим мандатом получить определенные полномочия, подкрепленные, в первую очередь, финансовыми возможностями.
Резолюция этого заседания за моей подписью была разослана всем главам субъектов Российской Федерации, главам законодательных органов, Президенту, Председателю Правительства. На эти обращения мы получили довольно много ответов. Они были разного уровня, от откровенных отписок до обещаний учесть эти положения при обсуждении поправок в федеральное законодательство, в 131 закон, который в первом чтении недавно приняла Государственная Дума.
Подчеркну, что наша фракция голосовала против. Здесь мы расходимся с тем мнением, которое Президент Владимир Владимирович Путин высказал на совещании в Иваново о том, что надо предоставить субъекту Российской Федерации возможность самому решать, в какой форме проводить выборы мэров, глав муниципальных органов и депутатского корпуса.
Может быть с президентской верхотуры так кажется, но мы прекрасно понимаем, что отдать это решение на откуп региональным властям, это значит дать возможность существующим ныне региональным властям выбирать такую форму избрания муниципального депутатского корпуса и глав муниципальных образований, которая с наибольшей вероятностью позволит им сохранить статус-кво.
Нам, как ответственной системной парламентской оппозиции, к сожалению, приходится играть в политические игры по правилам, которые, в конечном итоге, принимаются не нами. Но мы не отчаиваемся и продолжаем попытки воздействовать на это политическое поле и эти правила.
Вернусь еще к задаче, которую Палата депутатов начинает выполнять. Это формирование кадрового резерва Партии. Мы используем Палату в качестве эффективного карьерного лифта для наших партийцев, начиная с уровня работы с кандидатами в муниципальные депутаты.
Представители СМИ хотели меня допросить, чтобы я им рассказал обо всем, что здесь будет. Я очень просто сказал, что не только люблю выступать перед представителями партийного актива на местах, я гораздо больше люблю его слушать. Мне гораздо интереснее сегодня будет послушать вас, не только членов Совета Палаты депутатов, которым я бы даже предоставил слово во вторую очередь, а сначала я хотел бы послушать севастопольских депутатов, формирующийся наш партийный актив, для того, чтобы мои коллеги с учетом уже тех проблем, которые вы поднимете в своих выступлениях, как-то успели на них отреагировать.
Мы должны быть готовы выдвигать своих представителей на выборах любого уровня и иногда, поверьте моему жизненному опыту, пятиминутное содержательное конкретное выступление может стать судьбоносным для человека в его жизненной карьере.
В настоящий момент Совет Палаты депутатов формирует рабочие группы по наиболее важным направлениям социальной, экономической, политической деятельности нашего депутатского корпуса. Рабочие группы будут давать профессиональную оценку как разрабатываемым законопроектам, так и предлагать собственные инициативы, в том числе, модельные законы, о которых я уже говорил.
Вот несколько слов о моем видении работы депутатского корпуса партии и регионального отделения города Севастополь.
С катастрофической скоростью приближаются выборы. Чтобы победить, надо активно пропагандировать идеи СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.
У нас сильный экономический раздел Программы. Я обращаю на это внимание, потому что одна из важнейших задач Севастополя и Крыма – как можно быстрее стать самодостаточными. У Республики и города Севастополя огромный потенциал, который нужно развивать.
Необходимо проводить мониторинг создания новой нормативно-правовой базы Севастополя в процессе ее адаптации к российскому законодательству. Особенно это касается денежно-кредитной сферы, образования, здравоохранения.
Острым остается земельный вопрос в регионе. Эту проблему предстоит решать, как на законодательном уровне, так и путем кропотливой разъяснительной работы с владельцами земельных участков, как законных владельцев, так, может быть, в данный момент, мягко говоря, не совсем законных.
Наша Партия имеет опыт работы по земельным вопросам. С ним можно ознакомиться и использовать возможности наших депутатов в соответствующем профильном комитете Государственной Думы.
И конечно, мы убеждены, что городу Севастополю, третьему в Российской Федерации городу федерального значения, нужна эффективная система местного самоуправления.
Думаю, что мы могли бы приступить к разработке законопроекта "О местном самоуправлении в городе федерального значения Севастополе", по аналогии с тем, как мы разрабатывали наши партийные законопроекты о местном самоуправлении в Москве и Санкт-Петербурге.
Я напомню, что соответствующая отсылка есть в 131 федеральном законе, который еще в 2003 году постановил, что местное самоуправление в городах федерального значения, на тот момент, это Москва и Санкт-Петербург, должны регулироваться федеральным законом.
Прошло уже больше десяти лет, но таких федеральных законов пока нет. Я об этом не уставал говорить в городе Москве на первой же встрече с Сергеем Семёновичем Собяниным в его статусе мэра города Москвы. Мной и Сергеем Михайловичем Мироновым была ему передана наша версия такого федерального закона. Я на эту тему выступал и когда был оппонентом Сергея Семёновича Собянина на выборах мэра Москвы в прошлом году.
Думаю, что и севастопольцам предстоит напрячь все интеллектуальные ресурсы для того, чтобы сформировать проект такого федерального закона и добиться его принятия на федеральном уровне.
Как говорится, сам себя не похвалишь – никто не похвалит, поэтому позволю себе немножко похвалиться. Мне кажется, что наш депутатский корпус отличается взаимной поддержкой и взаимовыручкой. На протяжении всех лет своего существования наша партия испытывала очень сильное административное давление со стороны региональных властей. В каких-то регионах оно было менее явным, в каких-то просто неприкрытым. Особенно это мы чувствуем в период выборных кампаний. Но от этого мы становимся только крепче!
Также хочу продемонстрировать те материалы, которые мы подготовили, в том числе, к нашему сегодняшнему заседанию. Какое-то количество мы сумеем вам раздать.
Это брошюры, которые позволяют быстро определить позицию Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по тем или иным конкретным вопросам. Например, "Миграция под контроль власти и общества", "Бюджетная справедливость", "Дети войны", "Справедливое здравоохранения", "Суверенная экономика", "Поддержка семей с детьми", "Борьба с коррупцией". Я думаю, что это будет хорошим подспорьем для кандидатов в депутаты нового созыва и городского совета, и муниципальных депутатских органов.
В заключение хочу сказать, что востребованность Палаты депутатов как инструмента взаимной поддержки, обмена опытом и пропаганды идей Партии для меня очевидна, она постоянно растет. Давайте вместе укреплять этот институт и использовать его в нашей повседневной и партийной, и депутатской законотворческой работе. Спасибо.