О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме прошел "правительственный час" с участием министра экономического развития Алексея Улюкаева

16 апреля 2014

 см. также ↓

16 апреля в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" выступил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Вопросы ему задали Александр Тарнавский, Ольга Красильникова, и Сергей Доронин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы пленарного заседания по данному вопросу.

Вопросы депутатов и ответы министра

Александр Тарнавский:

– Уважаемый Алексей Валентинович, около 20 лет вы были одной из ключевых фигур, которая определяла финансово-экономическую и валютную политику современной России. Поэтому надеемся от Вас получить ответ на следующий вопрос.

Как известно, значительные суммы долларов, вырученные от продажи дорогой нефти, Правительство России потратило на покупку американских государственных облигаций, кстати, под смешной по российским меркам процент. Таким образом, Правительство прокредитовало американскую экономику нашими деньгами и по низкой ставке. В то же время российское Правительство занималось и активными внешними заимствованиями под существенно более высокий процент.

Как уже неоднократно говорили в этом зале и его кулуарах, в целом расходы страны на обслуживание долга выросли по сравнению с 2008 годом почти в три раза. При этом сумма процентов, которую Россия платит по взятым займам, уже примерно в 10 раз больше, чем Россия получает процентных доходов от вышеуказанного размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Это нормально?

Алексей Улюкаев:

– Это очень сложный вопрос, которому нужно уделять много внимания. Я скажу лишь только с точки зрения учета. Вот смотрите, кроме процента существует ещё курсовая разница. Вот как раз в этом году за счёт изменения курсовых соотношений резервные фонды, созданные Правительством (Фонд национального благосостояния и Резервный фонд), инвестировавшие в номинированные в долларах, евро и фунтах стерлингов бумаги, добились 10-процентного дополнительного дохода. Поэтому с точки зрения текущего года это чрезвычайно выгодная финансовая операция, которая позволила не только сохранить средства, но и получить дополнительный доход.

Однако в целом, конечно, я соглашусь с логикой, что мы должны очень внимательно сейчас отнестись к рискам инвестирования в ценные бумаги, номинированные в долларах и евро, исходя из той геополитической ситуации, которая есть сейчас. Нужно соотнести правильно эти риски инвестирования в эти инструменты с рисками инвестирования в другие инструменты, в том числе и в инфраструктурные проекты.

В этой связи мы сторонники того, чтобы увеличивать ту долю средств Фонда национального благосостояния, которая может быть инвестирована в проекты транспортной, энергетической и прочей инфраструктуры. Ряд проектов я уже назвал, над другими мы готовы работать.

Ольга Красильникова:

– Спасибо большое.

На совещании по вопросам здравоохранения и на встречах с медицинскими работниками Владимирской области, и не только, часто задают вопрос: как привлечь частные инвестиции в развитие медицинской инфраструктуры с помощью механизмов государственно-частного партнерства? Алексей Валентинович, хотелось услышать ваше мнение: какие меры должны быть осуществлены, чтобы частный бизнес был заинтересован в финансировании российского здравоохранения? Спасибо.

Алексей Улюкаев:

– Это, прежде всего, конечно, те два закона, о которых я говорил, это закон о ГЧП, который создаёт общие рамочные условия. У нас сейчас есть уже проекты ГЧП в области здравоохранения, которые принимаются на основе регионального законодательства. Но этого, безусловно, для инвесторов недостаточно, потому что они не создают им должный уровень защиты. По нашим расчётам, возможное привлечение инвестиций в отрасль здравоохранения – это примерно около 300 миллиардов рублей минимум, вот такое поле деятельности. При этом, если мы обеспечиваем условия, которые мы сейчас фиксируем в предлагаемых поправках к закону о концессиях и в тексте закона о ГЧП, которые создают взаимные обязательства сторон, то есть обязательства концедента в случае ухудшения регулятивных условий компенсировать концессионеру выпадающий доход и другие гарантии. В этом смысле, с нашей точки зрения, все это создаёт необходимые условия для того, чтобы серьёзно увеличить объём возможных инвестиций.

Сергей Доронин:

– Уважаемый Алексей Валентинович.

Финансово-экономический результат сельскохозяйственной отрасли на сегодняшний день очень плачевный. Общая ссудная задолженность всего АПК составляет около 2 триллионов рублей. Сальдированный же результат отрасли, по итогам 2013 года, составил 74 миллиарда. То есть для погашения всей ссудной задолженности необходимо порядка 25 лет вкладывать только в погашение, не вкладывая в инвестиции. Каким образом ваше министерство решает данную проблему, и в курсе ли оно данной ситуации? Спасибо.

Алексей Улюкаев:

Мы в курсе этой ситуации. Мы совместно с Минсельхозом и коллегами по Правительству внимательно её рассматриваем. Есть проблема реструктуризации задолженности. Есть проблема дополнительной капитализации "Россельхозбанка", который является основным кредитором отрасли. Есть проблема качественного использования гарантийного и субсидиарного механизма. Обо всём этом доложено Председателю Правительства, и, кстати говоря, госпрограмма по сельскому хозяйству является одной из четырёх защищенных госпрограмм, по которым в рамках уточнения предельных объёмов финансирования этой корректировки в сторону понижения не было. Поэтому в этом направлении большая работа, безусловно, ведется.

Хочу добавить по прошлому вопросу. Ещё одна мера, о которой я забыл сказать. Это то, что мы сейчас изменяем нормативную базу, и в рамках законодательства о государственных закупках, мы создаём приоритеты для продукции отечественного производства. Приоритеты двух видов: либо 15-процентная ценовая разница, которая позволяет лучше использовать ресурсы отечественных производителей, либо полный запрет на закупки для государственных нужд импортных товаров, и закупки только отечественных.

Выступление от фракции

Валерий Гартунг:

Уважаемый Алексей Валентинович, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!

Я начну с выступления Алексея Валентиновича. Алексей Валентинович, вы в своём выступлении сказали, что предоставление госгарантий снижает процентную ставку примерно на 3 пункта. Интересно, на чём основана ваша позиция? Мои данные показывают, что процентная ставка не снижается при предоставлении госгарантий. Банки кредитуют под ту же ставку, что с гарантиями, что без. При этом, так как они получают госгарантию и меньше резервов на эту сделку формируют, они получают дополнительную прибыль.

Таким образом, вы, давая этот инструмент, субсидируете не малый бизнес, а банковский сектор. Если я неправ, пришлите мне справочку.

У меня другие данные. В связи с этим я хочу сказать, что правильнее было бы напрямую субсидировать процентные ставки, вот тогда вы действительно поддержите заёмщиков.

Теперь по сути того, что мы хотели бы от вас услышать. Прежде всего, я напомню, Алексей Валентинович, что вы возглавляете министерство, которое, как орган государственной власти вырабатывает политику Правительства. Поэтому я к вам буду сейчас обращаться, как к представителю Правительства, а не как к Министру экономического развития. Вот министр промышленности приходил, я ему задавал вопросы, он на них ответить не может. Потому что за налоги отвечают одни министерства, за тарифную политику другие, за поддержку промышленности – третьи. Результата нет. Поэтому я сейчас вам скажу, на какие вопросы мы хотели бы услышать от вас ответы.

Называть с трибуны отрасль, в которую надо вкладывать, – мне это кажется спорным. Они на слуху, эти отрасли. Как частные инвесторы принимают решения, когда у них несколько инвестиционных проектов? Смотрят на окупаемость проекта. Правильно ведь? Только так решают. Кто мешает государству вкладывать огромные деньги и применять эти принципы?

Так вот, чтобы реализовать такой подход и обеспечить экономический рост необходимо провести анализ конкурентоспособности отраслей и определить уровень отставания от мировых лидеров. Для этого нужно проанализировать затраты на единицу продукции по энергоносителям, рабочей силе, транспортным расходам, ценам на сырьё, ставку по кредитам и налогам. Всё. Шесть параметров.

Есть у вас такой анализ? Если есть, – пришлите. Я почитаю. Потому что в 20-минутном вашем выступлении ничего про это не было сказано. И в материалах, которые мы хотели бы от вас увидеть, я этого не нашёл.

Если у вас такой анализ есть, тогда Вы на его основе определяете нынешнее состояние отраслей. Как менеджеры на предприятиях принимают решения? У вас есть объективная картина, Вы видите уровень вашей конкурентоспособности, (это мировой уровень), и теперь определяете, что вы будете делать, в какой последовательности осуществлять эти шаги, сколько это будет стоить, и хватит ли у нас ресурсов.

Если мы сейчас проанализируем состояние всех областей промышленности, то мы увидим, что ресурсов, которые необходимы, чтобы преодолеть отставание во всех отраслях недостаточно. Это значит, что мы должны выбирать, куда вкладывать в первую очередь, куда – во вторую. Значит, мы должны определить приоритеты.

Мало того, если не хватает госинвестиций, мы должны частному бизнесу сказать: "Давайте, вкладывайте в один проект, или в другой". А для этого нужно его стимулировать. Нужна стабильность.

Вот сегодня сказали, что мы заморозили тарифы на один год. Курс рубля опустился. Где гарантия, что на следующий год у нас цены на энергоносители и тарифы естественных монополий не подскочат? Нужна программа. Чтобы осуществлять долгосрочные вложения, бизнесмен должен понимать, в каких условиях он будет работать на протяжении всего периода окупаемости. Хотя бы лет десять. Потому что проектов инфраструктурных, которые окупаются за три года, нет. Они все с длинными сроками окупаемости. Это значит, что если вы хотите, чтобы и государство выиграло, и бизнес, вы должны видеть перспективу. Мы этого от вас не услышали.

Следующее. Когда вы всё проанализировали, спланировали и определили перспективы, встаёт вопрос: где взять деньги? Ну, вот представитель КПРФ вам нашёл, Николай Арефьев 2 триллиона рублей. Я вам ещё от 2 до 5 найду сейчас прямо навскидку. Где их взять? Ну, это коррупционные издержки наши. Объём госзакупок госкомпаний, инвестпрограммы наших госмонополий посчитайте, там кратное завышение расценок. Об этом сегодня я говорил руководителю Счётной палаты. Возьмите под контроль, пожалуйста, проанализируйте, сколько денег мы там теряем. Вот вам ресурсы.

И когда вы посчитаете ресурсы, то приходите к нам. Если Вам будут нужны эксперты – пожалуйста, мы представляем разные отрасли экономики. Тут 450 человек, гораздо больше специалистов, чем вам может потребоваться. Но только приходите подготовленными, с чёткой программой действий. Потому что сегодня не надо рассказывать, что у нас не наблюдается экономического роста. Семь месяцев назад, кстати, вы здесь были, я с этой трибуны говорил: у нас не наблюдается экономического роста и не предвидится.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International