1 апреля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 469727-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, а также об установлении дополнительных льготных условий въезда и пребывания в Российской Федерации указанных иностранных граждан и лиц без гражданства с целью обеспечения возможностей для приобретения ими гражданства России). Доклад по данному вопросу сделала официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь – первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступили Оксана Дмитриева и Олег Нилов. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы:
Оксана Дмитриева:
– Уважаемые коллеги, мне представляется, что наше отношение к миграционной политике чрезвычайно непоследовательно: то после событий в Бирюлево были предложения по визовому контролю и установлению виз для всех граждан СНГ, ужесточению иммиграционного контроля и предоставлению гражданства; то маятник раскачивается в принципиально другую сторону. При этом одновременно с данным законопроектом идут разговоры об отмене квот на мигрантов и замене их на патенты, то есть резкое ослабление миграционной политики.
В моём представлении это принесёт в будущем очень большие геополитические риски. Это приведёт к дезорганизации рынка труда и к конкуренции за рабочие места, и так уже коренные граждане Российской Федерации испытывают конкуренцию на рынке труда, причём не только по низкоквалифицированным рабочим местам, но и там, где требуется высокая квалификация – это и врачи, и учителя. И с учётом того, что во многих регионах у нас фактически безработица и дефицит рабочих мест, такая либерализация предоставления гражданства и миграционная политика создадут резко неблагоприятные условия на рынке труда.
И мне представляется, что для такого законопроекта обязательна виза профсоюзов, обязательно профсоюзы должны рассмотреть данный законопроект и высказать свою позицию, так же, как они высказали по аналогичному, похожему законопроекту по поводу использования мигрантов в качестве членов лётных экипажей.
И ещё я могу сказать по другим ошибкам: когда совершается финансовая афера, когда, допустим, осуществляется совершенно бездумная приватизация – эти вопросы обратимы. То есть вы можете провести национализацию, вы можете прикрыть финансовые аферы. Тогда, когда вы делаете ошибки с либеральным предоставлением гражданства и с соответствующими геополитическими, национальными рисками, рисками на рынке труда, этот процесс необратим. То есть он совершается один раз, и больше к нему возврата, возможности исправления ошибок нет.
Поэтому я призываю голосовать против данного законопроекта, он требует очень внимательной экспертизы, прежде всего, со стороны рынка труда и профсоюзов.
Олег Нилов:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги.
Я начну своё выступление с заявления о позиции фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по ускоренной процедуре предоставления гражданства русскоязычным, да и просто гражданам Украины.
Вот с чего всё началось? Три фракции внесли соответствующие законопроекты об изменениях в закон о гражданстве по теме ускоренной процедуры получения гражданства для таких-то граждан. И вот нам говорят: а мы на комиссии решили, что это законы на другую тему, это не альтернативные этому рассматриваемому нами законопроекту.
Коллеги, это что за дьявол в деталях? Где вы его нашли там? Это я к чему? Это претензия номер раз к тому, что важнейшие решения принимаются не на основании регламента, не на основании закона, а на основании мнения комиссии. Комиссия собралась, замечу, в пятницу на прошлой неделе, когда депутаты должны были работать в регионах. Сегодня выносится так: бегом первое чтение, и уже объявлено, что четвертого будет второе чтение.
Важнейшие вопросы нельзя принимать в таком порядке, тем более вы находитесь на страже законности и регламента, Владимир Николаевич (Плигин, председатель комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству – Прим.), поэтому претензия к вам, нельзя так работать с основным законом. Это основной закон – о гражданстве.
Да, наша позиция, конечно же, – нужно как можно больше создать льгот и преференций русскоязычным гражданам, разбросанным по всему миру, спора нет. Но чтобы не получилось, как Черномырдин говорил, потому что у нас сегодня десятки миллионов мигрантов усложняют жизнь коренному населению наших республик. Не сомневайтесь, они будут пытаться воспользоваться вот этой лазейкой.
И вот эти какие-то полупонятные определения. Вот даже сейчас мы не можем понять, кто такой носитель языка. Давайте дадим чёткое определение, куда спешить? Неужели нет филологов в этом зале, нет специалистов? Их нельзя было найти Правительству? Носитель русского языка. А кто будет решать? Будет решать комиссия, которую в регионах создадут. И замечаю: решение окончательное, обжалованию не подлежит. Если комиссия приняла это решение, никто уже его не сможет пересмотреть. А если не получается сдать комиссии экзамен или тест, не проходит собеседование, то через год можно опять прийти на пересдачу.
Это что получается, за один год, если ты не носитель русского языка и культуры, ты за год сможешь стать таким носителем? Где, в каких вузах, покажите мне, дают такое образование и преподавание иностранных языков? Всю жизнь у нас многие депутаты не могут выучить один язык на элементарном уровне, а тут носителем можно стать за один год. Поэтому есть претензии не к смыслу, не к идее заложенной, правильной идее, как всегда, в концепции, а к техническому исполнению. А исполнение никудышное, потому что бегом, бегом делается, вот за два-три дня.
Наше предложение, требование номер один, которое я озвучивал в вопросе Екатерине Юрьевне, – обозначить не двусмысленно, как здесь написано про территорию СССР, а родственники по восходящей линии должны проживать постоянно. И каким документом это должно быть доказано, а не просто свидетельское показание соседки, которая когда-то, может быть, жила рядом.
Каким документом это должно быть доказано, будьте любезны, пропишите в законе, и именно территорию Российской Федерации, чтобы не было вот здесь каких-то двусмысленных толкований и не попадали сюда те миллионы сегодня рвущихся на территорию Российской Федерации граждан и товарищей, которые когда-то были нам товарищами, а сегодня, как, допустим, прозвучало в справке: господа из Азербайджана голосуют и против России и за исключение её из международных организаций.
Вот сделайте так, чтобы уже не было сомнений ни у граждан, ни у депутатов в основной цели, которая заявлена в преамбуле и её юридико-технической реализации.
Спасибо.