Алексей Чепа: отказ от субсидирования электричек приведет к росту социальной напряженности
см. также ↓Алексей Чепа направил запрос министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой разобраться в проблемах субсидирования пригородного железнодорожного сообщения в стране.
В недавно принятой концепции Минэкономразвития РФ поставлен вопрос о целесообразности существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Предлагается сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами – долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний. Однако документ впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения.
Сегодня инфраструктурную часть субсидирует федеральный бюджет. При этом пригородные пассажирские компании (ППК) платят только 1 % за пользование путями, остальное государство компенсирует ОАО "РЖД" в виде субсидий. При потребности в 32 млрд рублей в 2014 году ОАО "РЖД" получит только 24,4 млрд. Предполагается, что сумма будет зафиксирована на 15 лет, но тогда электрички могут стать убыточными даже в Москве. С начала 2014 года ОАО "РЖД" уже отменило около 230 электричек.
Необходимость системной поддержки пригородного железнодорожного транспорта очевидна из-за его социальной значимости: железные дороги обеспечивают колоссальный объем перевозок населения (около 900 млн человек ежегодно); способны снизить растущий поток автомобилей, не наносят ущерба экологии, обеспечивают доставку пассажиров в любую погоду и по расписанию и т. п.
Согласно проведенному исследованию, максимально высокий социальный риск, связанный с отказом от субсидирования, может коснуться 10 регионов. В их числе Московская, Тверская и Ленинградская области.
"Отказ от субсидирования субъектами РФ пригородного железнодорожного сообщения грозит ростом социального напряжения, – уверен Алексей Чепа. – Ведь отмена или сокращение народного транспорта затронет как работающих граждан, так и тех, кто пользуется электричками и в других целях. Трудовые мигранты лишатся возможности заработка, потому что для многих из них электрички – единственная доступная возможность ежедневно добираться до работы".
Кроме того, отмечает Алексей Чепа, "люди, использующие электрички для поездок за город, будут вынуждены сократить поездки или отказаться от них в случае, если цена на билеты будет слишком высока".
По мнению депутата, условием выхода из кризиса в ситуации с электропоездами может стать полная компенсация выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов из бюджетов регионов. "Это позволит ППК выйти сначала на безубыточный уровень работы, а затем постепенно на прибыль. Для выхода на безубыточный уровень работы ППК необходимо сбалансировать тарифы", – пояснил справоросс.
Алексей Чепа направил депутатский запрос министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой вмешаться в данную ситуацию и организовать компетентную комиссию по проверке причин возникшей проблемы.