На пленарном заседании Госдумы 19 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Четвериков:
– Уважаемый Александр Дмитриевич (прим. – А.Д. Жуков, Первый заместитель Председателя ГД), уважаемые депутаты.
Вчера мы были свидетелями, участниками выдающегося исторического события в истории государства, праздника каждого патриота нашей страны, сопровождающегося огромным гражданским подъёмом, – вхождение Республики Крым и города Севастополь в состав России. Мы горды и счастливы благодаря этому торжеству современной эпохи. Но за праздником, как известно, приходят будни, создающие истинную независимость и благополучие.
Очевидно, что действительно надёжное будущее может быть обеспечено государством с эффективно функционирующей экономикой. Сейчас недоброжелатели наверняка рассчитывают на наши слабые места. Зависимость экономического потенциала нашей страны от экспорта природного сырья, импорта технологий, значительной части товаров народного потребления, и как это ни странно для России, продовольствия, сейчас, на мой взгляд, в начале очередного сельскохозяйственного сезона самое время обратить особое внимание на ситуацию в сельском хозяйстве.
Несмотря на позитивные изменения в АПК за последние годы и значительные достижения, есть тревожные сигналы: практически прекратилось кредитование сельскохозяйственных предприятий, общий объём закредитованности предприятий АПК составляет более 2 триллионов рублей, притом, что кредитные ставки и жёсткая конкуренция поставили практически всю отрасль на грань банкротства.
Если эта проблема не будет решена в ближайшее время, мы увидим значительное снижение темпов сельхозпроизводства и, как следствие, банкротство множества хозяйств. Уже остановился рост производства птицеводства, свиноводства, кормов. Производство большинства видов сельхозпродукции стало нерентабельным, а отрасль в целом непривлекательна для инвестиций.
При вступлении в ВТО Правительство нас заверяло, что будут приняты меры поддержки сельского хозяйства. Фактически никаких мер поддержки принято не было. Скромные, около 180 миллиардов рублей, которые в текущем году заложены в федеральном бюджете в качестве господдержки АПК, можно считать каплей в море накопившихся проблем, они ничего не решают.
По самым скромным подсчётам, для сохранения существующего объёма производства, ежегодная господдержка должна составлять не менее 500 миллиардов, а для реализации принятой программы правительства "Развитие АПК до 2020 года" и замещений импорта, необходимо инвестировать в сельское хозяйство не менее 3 триллионов рублей.
Конечно, можно сказать, что это огромные деньги. Но это не затраты, а инвестиции, которые обеспечат стране истинную продовольственную независимость. Они выведут государство на принципиально новый уровень, который позволит за счёт уже экспорта сельхозпродукции вернуть государству все вложенные средства в ближайшие 10-15 лет. Они позволят сократить объём импорта с сегодняшних 40 миллиардов долларов практически до минимума.
Только в производстве зерна мы можем смело в кратчайшие сроки выйти на объём сегодняшних 70-90 миллионов тонн до 150-170 миллионов тонн, для этого и есть рынки сбыта: Азия, арабские страны, Африка готовы принять и оплатить у нас эти объёмы. Только эта позиция добавит к экспортной выручке страны порядка 15 миллиардов долларов. Но здесь основным сдерживающим фактором является недостаточная пропускная способность портов, очень слабый парк зерновозов и дороговизна железнодорожного транспорта. Запредельные тарифы на железнодорожный транспорт лишают возможности экспорта большую часть зерновых регионов России. И было бы справедливо дотировать железнодорожные перевозки зерновых в зависимости от расстояния, компенсировав эти затраты экспортной пошлиной на зерно. Это позволит за счёт большего потока грузов сократить тариф, а также поставить все зерновые регионы России в равное положение. Сейчас получается так: кто ближе к порту, тот зарабатывает на зерне, а дальние регионы соответственно лишены этой возможности. При таком подходе, на мой взгляд, нашлось бы достаточно частных инвестиций в зерновой трейдинг, в растениеводство в целом.
Кстати, в этой связи всё более актуальным становится вопрос прохода судов от 10 тысяч тонн между Азовским и Каспийским морем. На мой взгляд, есть смысл вспомнить проект канала Евразия, который соединяет соответственно Азовское и Каспийское море.
Ну не только и не столько в инвестициях, в деньгах и государственной поддержке дело. На прошлой неделе в этом зале выступал министр сельского хозяйства. На большинство вопросов министр отвечал, что это не мой вопрос, это мне не подчиняется, на это я повлиять не могу. К сожалению, это действительно так. Министерство сельского хозяйства сейчас у нас стало, по сути дела, какой-то такой декларативной организацией. В правительствах всего мира существуют специализированные государственные структуры, которые отвечают за управление сельским хозяйством. Чаще всего это структуры носят высший государственный статус министерства. Или, скажем так, руководитель Министерства сельского хозяйства имеет ранг вице-премьера, как это у нас было в своё время. Почему? Потому что эта отрасль требует обязательного, постоянного участия государства. Если, например, проанализировать динамику на некоторые продовольственные товары за прошедшие пять лет, мы увидим, что цены постоянно колеблются и порой за считанные месяцы на десятки, сотни процентов. Например, в прошлом году цена на свинину упала на 50 процентов, держалась шесть месяцев и в результате за этот период свиноводческая отрасль потеряла 4,2 процента всего поголовья. Государству был принесён ущерб около 80 миллиардов рублей. Вот цена неэффективности управления сельским хозяйством.
Необходимо повысить статус Министерства сельского хозяйства в Правительстве, обеспечить возможность министерства представлять государство в Россельхозбанке. Одновременно поменять политику банка, который стал анти-Россельхозбанком. Подчинить министерству Росагролизинг, Объединённую зерновую компанию, создать целый ряд прочих инструментов управления отраслью, таких как Государственная сельскохозяйственная страховая компания, Государственная корпорация по управлению земельными ресурсами. Наделить Россельхознадзор большими надзорными функциями. Более чётко закрепить за министерством территориальные органы, которые могли бы представлять интересы Правительства непосредственно в регионах, на территориях.
По поводу стратегических задач. Несмотря на то, что в стране существует перспективная программа развития АПК, совершенно очевидно, что она далека по большинству аспектов от реальности, являясь не более чем декларативным документом. Должна быть создана новая программа с учётом реалий, в этой программе должно быть чётко прописано, что мы производим, где, когда, какими ресурсами. И каждый участник отрасли должен знать своё место, работая с чётким осознанием своих перспектив. Сейчас участники отрасли приходят в новые проекты наудачу, а удача, к сожалению, от отрасли сейчас всё чаще отворачивается. И ситуация давно уже подтвердила, что надежда на то, что рынок всё исправит, давно себя исчерпала.
Требует существенного пересмотра налоговая политика. Прежде всего, необходимо предприятиям, находящимся на едином сельхозналоге, позволить по их желанию стать плательщиками НДС. Отменить налог на имущество для предприятий АПК вообще, пересмотреть ставки земельного налога и систему, которая через земельный налог будет поощрять землепользователей, а наказывать тех, кто владеет землёй исключительно в спекулятивных целях и не обрабатывает её, ухудшая плодородие почв.
Так же особая ситуация с банкротством сельхозпредприятий. Необходимо в законе о банкротстве пересмотреть порядок банкротства предприятий АПК. Мы имеем сейчас такую ситуацию, что практически треть отрасли, фактически являясь банкротом, рискует стать банкротом де-юре. И для того чтобы это предотвратить и не потерять предыдущие достижения мы должны увеличить сумму предъявления требований для объявления предприятий банкротом в отрасли, на мой взгляд, до 3-5 миллионов, и увеличить период наблюдения, как минимум, от 18 месяцев, учитывая сезонный фактор и специфику отрасли.
Не могу не сказать, пользуясь возможностью, о земле. Совершенно очевидно, наступило время создать федеральную государственную корпорацию по управлению земельными ресурсами. В стране около 90 миллионов гектар с учётом сельхозугодий фактически не имеют права собственности, не обладая юридическим статусом. Не решён вопрос с земельными долями, нет управления рынком земли. Очень много проблем связано с землёй, в том числе и правом собственности на землю и землёй, принадлежащей государству. Такая государственная структура просто сейчас необходима.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в ближайшее время представит свою позицию по данному вопросу. Мы относимся крайне нерачительно к тому, что имеем. Всматриваясь вчера в глаза ликующих людей, мы явно видели гордость за свою страну, но не только гордость, но и надежду (Россия не боится внешних врагов), надежду, что теперь мы справимся сами с собой, потому что более чем мы сами, нам никто не мешает жить благополучно. Надеюсь, сельское хозяйство, учитывая сезонный фактор и весну, не станет тому примером, а станет действительно показательным и привлекательным для наших будущих поколений и сегодняшних инвесторов. Спасибо.