Андрей Озеров об устранении избыточного контроля в сфере розничной торговли ювелирными изделиями
см. также ↓11 марта Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект Федерального закона № 364865-6 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части установления особенностей осуществления обязательного контроля). Законопроект представил один из его авторов Андрей Озеров:
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработан в целях устранения избыточного контроля в сфере розничной торговли ювелирными изделиями.
Суть предлагаемых изменений в следующем. Первое: необходимо освободить ювелирные организации, торгующие в розницу, от проведения обязательного контроля за сделками с оплатой по безналичному расчёту, поскольку такой контроль ведут коммерческие банки и нет необходимости в двойном контроле.
Второе: надо отменить требование идентификации покупателей ювелирных изделий в розницу при сумме сделки, не превышающей 600 тысяч рублей. В настоящее время этот порог установлен в размере 15 тысяч рублей. Между тем, по рекомендации международной организации ФАТФ, этот порог начинается от суммы сделки в 15 тысяч евро, что в пересчёте на сегодняшний момент более 750 тысяч рублей.
Ко мне поступило заявление Гильдии ювелиров России, в котором они обращают внимание на последние существенные изменения в законодательстве России в части противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, которые напрямую касаются ювелирной отрасли. Дело в том, что с июня 2013 года все организации ювелирного сектора, в том числе индивидуальные предприниматели, работающие в розничной торговле, включены в список лиц, которые обязаны принимать меры по борьбе с отмыванием доходов и разрабатывать правила внутреннего контроля, а также информировать Росфинмониторинг обо всех необычных операциях своих клиентов.
Вследствие этого проверяющие органы будут завалены совершенно разными формами справок и документов. Вместе с этим, ни Росфинмониторинг, ни Пробирная палата не укомплектованы штатными специалистами для осуществления полноценного мониторинга легализации преступных доходов при обороте ювелирных изделий в розничной сети. Поэтому эта мера создаёт лишь организационные трудности предпринимателям для ведения бизнеса и исключительные неудобства самим покупателям.
В то же время осуществление выборочного мониторинга достоверности представляемых данных со стороны надзорных органов предполагает избирательный характер проверок, что может привести к наличию коррупционной составляющей.
Действующий закон также регламентирует обязанность организаций ювелирной отрасли идентифицировать своих клиентов при сумме покупки 15 тысяч рублей. До продажи они обязаны потребовать от покупателя паспорт в целях идентификации последнего.
Эта процедура идентификации покупателя противоречит Гражданскому кодексу и принципам розничной торговли. По закону "О защите прав потребителей" продавец по договору розничной купли-продажи не вправе требовать предъявление паспорта, а тем более осуществлять обработку персональных данных покупателей без их согласия.
Таким образом, требование закона по идентификации покупателя в ювелирной сфере является дискриминационным, по сравнению с условиями, установленными для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю.
И последнее. Сохранение дискриминационных мер по отношению к ювелирному бизнесу в действующем федеральном законе не решает главную проблему противодействие легализации незаконных доходов, а создаёт лишь определённые неудобства покупателям и продавцам.
Во-первых, покупка ювелирных изделий не может рассматриваться как способ легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирование террористов, если только это не выражено в слитках и в драгоценных металлах. В ином случае бессмысленно приобретать десятки и даже сотни изделий с последующей их перепродажей.
Во-вторых, из-за опасности раскрытия и утечки персональной информации, передаваемой третьим лицам, многие покупатели откажутся от легальных покупок ювелирных изделий, что в итоге приведёт к увеличению доли "серого рынка" или переноса покупательского спроса за рубеж. Учитывая вышеизложенное, призываю вас поддержать данный законопроект и, если потребуется, его необходимо будет обсудить во втором чтении.
Спасибо за внимание.