В ГД состоялся "правительственный час" с руководителем Федеральной антимонопольной службы
см. также ↓26 февраля в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Дмитрий Горовцов, Светлана Горячева и Александр Четвериков, выступил Михаил Сердюк.
Дмитрий Горовцов:
– Уважаемый Игорь Юрьевич, прежде всего, я хочу поблагодарить вас за активное взаимодействие между Координационным Советом Государственной Думы по оптимизации внешнеторговых грузопотоков комитета Государственной Думы по транспорту и Вашей службой в законотворческой сфере.
Речь идёт, конечно же, о работе, которую мы вели в прошлом году, над поправками в закон о таможенном регулировании в части установления запрета на осуществление коммерческой деятельности в таможенной сфере. В настоящее время идёт речь о проекте закона об уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации и о железнодорожных перевозках. Огромное спасибо за активное и плодотворное взаимодействие! И надеемся в будущем на такое же взаимодействие и взаимную поддержку.
Большое спасибо!
Игорь Артемьев:
– Огромное спасибо Вам, Дмитрий Евгеньевич, ну и всем депутатам Госдумы, которые с нами плотно работают. Большое спасибо!
Светлана Горячева:
– Уважаемый Игорь Юрьевич, с высот Вашего оптимистичного наукообразного доклада может лучше всё же спуститься на грешную землю.
Вы разве не знаете мнение экспертов о том, что одним из главных тормозов экономики в России является процветающий монополизм и, прежде всего, в ценообразовании. Вы что конкретно сделали, чтобы ценовая политика в государстве была демонополизирована, чтобы, например, в стране, которая добывает нефть, цена на бензин не была одной из самых высоких в мире (об этом уже говорил сегодня один из наших депутатов)? Почему ни одной инициативы по этому вопросу вы нам так и не внесли? А если они есть, то хотя бы назовите их.
Спасибо.
Игорь Артемьев:
– Спасибо большое за такую критическую оценку.
Что касается инициатив. Закон "Об обороте нефтепродуктов Российской Федерации", закон "О нефти", в российском Правительстве уже является внесённым, и работают над ними уже 3,5 года, это два больших таких толстых закона, которые целый ряд других вопросов решают.
Что конкретного я сделал? Не мне судить. Я думаю, что если вы считаете, что ничего не сделал, ну, значит, быть по сему. Ну а если вы мне предоставите 1,5-2 часа на семинаре или Государственная Дума проведёт специальные слушания по поводу того, что мы сделали, наша команда, мы будем считать это честью для себя и получим возможность хоть что-то об этом рассказать.
Единственное, что хочу заметить, мы одно из тех немногих ведомств в России, которое выпускает свои отчёты, и мы написали отчёт за 10 лет. Я Вам эту книжку пришлю, Светлана Петровна. Я Вас очень уважаю. Вы посмотрите и скажите. Я в магазины хожу, да, сам до сих пор ещё хожу, поэтому могу тоже на эту тему сказать, если Вы меня спросите.
Александр Четвериков:
– Уважаемый Игорь Юрьевич, в целом ряде регионов России сложились монополии по производству и реализации хлеба. Это приводит к повышению цен на основной продукт питания, к ухудшению качества, ну и затратам бюджета, потому что хлеб, в общем-то, дотируемый продукт. Вот насколько эта ситуация замечена ФАС?
И ещё хочу выразить мнение: именно в вопросах хлеба монополий вообще не должно быть. Мне кажется, это особая статья и здесь не допускается какого-то контроля монопольного. Просто не должно быть монополий по производству хлеба. Спасибо.
Игорь Артемьев:
– Уважаемый Александр Владимирович, действительно, такая проблема есть. Каждый год мы с ней сталкиваемся. Причина, как мы видим, в двух вещах. Первая это картельные сговоры, когда директора соответствующих хлебных заводов, встретившись, договаривались, что завтра буханка будет не килограмм, а 900 граммов или цена будет расти. Все депутаты это знают.
У нас в год таких дел где-то около десятка по хлебозаводам. Потому что в каждом городе, даже большом миллионнике, таких хлебозаводов обычно не больше трёх. А многие города вообще имеют один хлебозавод.
Но мы внимательно следим. У нас есть специальное поручение Правительства, если что возникает с хлебом, солью, целым рядом важных для населения продуктов, мы очень быстро реагируем. Если что-то случилось в Вашем регионе, мы немедленно среагируем. Я просто прошу написать или позвонить. Мы сразу выйдем на проверку и будем это пресекать.
Выступление Михаила Сердюка:
– Игорь Юрьевич выступил с достаточно развёрнутым докладом, который действительно можно критиковать, и тому есть самые серьёзные основания, но всё-таки усилия Федеральной антимонопольной службы нельзя не признать.
Однако я хотел бы, кроме похвалы, остановиться на краеугольных камнях, на которые действительно стоит обратить внимание.
Рынок здравоохранения и медицина, об этом практически ничего не говорят. Говорят отдельно о препаратах, говорят о ценах на лекарственные препараты, но рынок ФАС это самый монополизированный рынок в нашей стране.
1,5 триллиона рублей, 62 процента сегодня получает денежных средств Фонд медицинского страхования, на следующий год будет 80 процентов. И не действуют никакие правила в отношении данного рынка. Мы должны, кроме декларации о том, у кого лечиться лучше, переходить к конкретным действиям, поскольку сегодня происходят совершенно вопиющие вещи.
Какая-то компания пытается работать на этом конкурентном рынке. Компания с частным капиталом не может порой инвестировать в дорогостоящее оборудование, препараты, технологии по одной простой причине, что завтра через дорогу откроется поликлиника, вернее, действующие поликлиники могут приобрести за бюджетный счёт какой-то дорогой томограф, аппарат. И они будут вместо необходимой эксплуатации с целью оказания бесплатных услуг гражданам какую-то часть времени, может быть, половину, а, может, больше, оказывать платные услуги по абсолютно демпинговым, копеечным ценам.
И сегодня частные медицинские компании, а там есть и добросовестные, и недобросовестные, всякие, разводят руками: мы не можем инвестировать, потому что этот рынок очень сильно монополизирован. Прошу вас обратить внимание, это действительно очень серьёзный вопрос.
Топливо. Об этом сегодня говорили, и здесь действительно биржа заработала, это факт. Но не все нефтяные компании соблюдают эти правила. Игорь Юрьевич, вот смотрите, вы приводите цифру 20 миллиардов рублей. Это за несколько лет размер штрафов, штрафы достаточно внушительные. Но это составляет менее одной тысячной выручки пяти крупных нефтяных компаний России. Мы за несколько лет собрали столько, что для них это равносильно укусу пиявки для человека, нуждающегося в терапии.
Правда, психологически это подействовало в некоторой степени, это можно признать, но эта работа должна дальше быть, продолжаться более интенсивно, и мы считаем, что рынок в 10 процентов на бирже это недостаточно, его надо делать более конкурентным, тем более что примеры демпинга в регионах есть. Вы приводили сегодня пример "Газпромнефти", рекордный штраф, они продолжают это делать. Ханты-Мансийский округ. "Газпромнефть" доминирует на рынке, она продаёт по демпинговым ценам топливо, действительно задавливая малые сети с понятными целями.
Нас часто сравнивают по цене с США, говорят, у нас там есть формула цены и прочее. Возникает вопрос: а где мы столько американцев-то найдём здесь? Самый дорогой бензин у нас в Норвегии, стоит 2 евро. Но житель Норвегии может купить этого бензина гораздо больше, и получается, что на свою зарплату он покупает 2 тысячи 200 литров, а мы можем купить лишь 720, получается совсем несправедливо. А сравнивать надо с другими странами, с нефтедобывающими. Хотя бы в той же Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте и прочих цена в 3-4 раза дешевле, но это даже более благоприятные климатические страны.
По авиатарифам много сказали. Да, действительно, в 3-4 раза, и мы надеемся, что в ближайшем году удастся переломить этот механизм формулы авиакомпаний, поскольку сегодня слетать из Москвы в Сургут обходится в три раза дороже, чем из Лиссабона в Берлин, при сервисе, мягко говоря, сопоставимом.
Виртуальные сотовые операторы связи. Ну вот сколько в этом зале говорили об этом, менее 1 процента, менее 1 процента, хотя 10, 15, 20 процентов это разные показатели стран, где виртуальные операторы сотовой связи дают действительно серьёзные показатели и помогают создать конкуренцию по тарифам. У нас же полнейшая монополия известных компаний, которые бессовестным образом продолжают обдирать и государство, и граждан.
И здесь всё-таки надеемся, что Ваши усилия будут направлены на то, чтобы удержать возможность получения таких услуг программами "Вацап", "Скайп". И любые поползновения, попытки закрыть к ним доступ будут пресекаться.
В завершение хотел бы всё-таки сказать, что экономические свободы в нашей стране ещё серьёзно хромают. И если спросить любого человека, вряд ли кто сможет назвать навскидку пять известных предпринимателей, не участвовавших в залоговых аукционах. Показатели 1,9 процента, да, они в пять раз ниже экономического роста, чем в том же Лаосе.
Игорь Юрьевич, надеемся, что Ваша работа по указанным параметрам будет продолжена с большей интенсивностью.