На пленарном заседании Госдумы 24 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Михаил Сердюк:
Доброе утро, уважаемые коллеги! Горе банкиру, который нарушит правило: никогда не одалживай денег тому, кому они нужны. Так гласит крылатая фраза, и сегодня она особенно актуальна, к сожалению, для наших регионов. Я хотел бы обратить ваше внимание сегодня на одну из радикальных инициатив Минфина, которая предлагает в соответствии с федеральным законом ввести норму о возможности отстранения от должности губернатора, если в результате его действий меры плана восстановления платёжеспособности не привели к сокращению просроченной задолженности, если она не превышает 10 процентов от бюджета. Тот же подход предлагается в отношении муниципальных руководителей.
Ну, казалось бы, правильный подход, не можешь управлять, не можешь свести концы с концами оставь должность и уходи. Но не всё так просто, и не все возможности губернаторов позволяют решать те проблемы, те вопросы, которые перед ними стоят, и ресурсов явно не хватает. И помните пример с моногородом Пикалёво, когда ни мэр, ни губернатор не могли решить самостоятельно эти проблемы, и пришлось ехать Президенту на месте разбираться, вникать в ситуацию и только своими волевыми решениями компенсировать и балансировать то, что там происходило.
Кризис 2009 года если бы мы начали с вами отстранять губернаторов в 2009 году в случае возможной неплатёжеспособности, стало ли бы лучше нашим регионам от этого? А я уверяю вас, что при сегодняшней экономической ситуации и бюджетах субъектов Федерации едва ли приходится говорить о том, что в возможном кризисе, который предстоит нам пережить, смогут все выстоять регионы. Есть ли на это ресурсы? Есть ли возможности и задел?
Но я хотел бы ещё остановиться на своём предыдущем тезисе о том, что 43 субъекта Федерации даже в случае сохранения всей налоговой базы уже не смогут самостоятельно работать и будут дотационными. Но наступил 2014 год, приняты бюджеты всех субъектов Федерации.
Внимание, вот послушайте, коллеги: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, ХМАО и Ленинградская область приняли бюджеты с дефицитом 10-15 процентов, даже Краснодарский край 6 процентов дефицит. То есть все те субъекты Федерации, которые не являются дотационными, приняли бюджеты с существенным дефицитом. Всё, приехали.
И я хотел бы отметить, что я заблуждался, предсказывая, что нам ещё пять лет предстоит дойти до текущего состояния. К сожалению, мы обошли самые пессимистические сценарии. Понятно, что Правительству, Минфину удобнее управлять по простым формальным показателям – просроченная бюджетная задолженность для бюджетных долгов, обязательств относительно собственных доходов. Но между удобным и эффективным управлением есть колоссальная разница. И это не метод управления, а лишь некий способ подстелить соломку.
Прежде чем ставить губернаторов и регионы в такое положение, сделайте шаг навстречу, помогите обеспечить сбалансированность бюджетов территорий. Формально один и тот же показатель относительно размера заимствований субъекта Федерации может давать совершенно разные результаты, как повышающие платежеспособность региона, так и снижающие её. Но они все отдалены во времени. Хотя, например, в Ленинградской области в своё время активно давали налоговые льготы, но через время получили доход. И есть все основания считать, что эта практика могла быть успешной и сегодня. Если говорить о том, что примитивный финансовый анализ – только доходы, расходы, просрочка – будет усугублять проблемы, и в первую очередь, в эффективности использования бюджетных средств.
Никакой концепции межбюджетных отношений мы не приняли. В 2013 году закончила своё существование ранее принятая и утверждённая концепция межбюджетных отношений, кстати, показавшая себя не самой эффективной. Но сегодня мы вошли в 2014 год и мы не имеем никакой другой концепции, и даже не представляется в планах Министерства финансов ничего до 2016 года, а значит, что цель финансовой политики межбюджетных отношений не обозначена.
Когда корабль не знает, к какой пристани плывёт, ни один ветер не будет для него попутным, любил поговаривать Сенека. Так вот если оценивать работу руководителей по динамике активов, находящихся в их управлении, а не только по объёму денежных средств, картина будет реальней.
И тот, кто занимает по делу, пусть и много, будет обоснованно в передовиках. А кто не занимается вообще, не заимствует денежные средства, не развивает свой регион, он действительно будет в отстающих.
А то, что сегодня можно урезать любые расходы на ремонт, но потом за этот ремонт заплатить в 10-15 раз больше? Недостаточная возможность федеральных министерств вести качественный, содержательный анализ происходящего и находить соответствующие решения не должна быть основанием для приватизации управления, надо повышать экспертные возможности самих этих министерств, тем более что там есть такие профессионалы достаточного уровня.
Экономия бюджетных средств вообще очень важная тема, и все мы с вами, коллеги, очень обеспокоены данным вопросом. Так, совсем недавно были инициированы ограничения на использование залов официальных лиц и делегаций депутатами. Благодаря этому решению нам, коллеги, с вами удастся сэкономить почти 1 процент от сметы на содержание Думы. Правда, ровно на эту же сумму выпадут доходы у Управления делами Аппарата Президента, но это неважно.
Давайте будем экономить дальше. Для этого предлагаем создать межфракционную комиссию, которая займётся тщательным изучением расходов Государственной Думы и выявит возможный задел.
Необходимо внимательно проанализировать все закупки, услуги, использование каждой единицы транспорта – кто и куда ездит, сколько транспортных услуг потребляют депутаты, а сколько Аппарат?
Уже накопилось много вопросов. Так, к примеру, без ответа так и остался вопрос с закупкой морально устаревшей автоматизированной системы голосования по цене в 17 раз дороже самого современного iPad. Времени для внутренней проверки было предостаточно, и есть все основания серьёзно спросить. Это не единственный вопрос, и в ходе работы можно будет обнаружить дополнительный потенциал. Хотя ради справедливости надо отметить, что смета на содержание Думы в этом году увеличилась лишь на 8 процентов по сравнению с предыдущим периодом, что вполне нормально.
Возвращаюсь к ЗОЛДам. Наша фракция предлагает полностью ликвидировать залы официальных лиц и делегаций. Экономить, так экономить. Дипломатические делегации смогут воспользоваться дипломатическими залами в аэропортах, как во многих странах мира, кстати, делается, а у Президента есть, откуда летать. Содержать специальные залы для синекур, работающих в государственных корпорациях, а они, кстати, входят в перечень тех лиц, которые пользуются ими, ну совершенно бессмысленно.
Кстати, сегодня будем обсуждать законопроект о многомиллионных "золотых парашютах" для этих товарищей. Все прекрасно помнят, что выплата "золотого парашюта" лишь одному уволенному директору Ростелекома, причём не самому успешному, практически в три раза превысила все расходы Государственной Думы на так называемые ЗОЛДы. Вот безграничное поле для экономии.
Этот вопрос инициировал перед Президентом Владимиром Путиным мой коллега, товарищ Валерий Трапезников, и все мы без исключения разделяем эту позицию хватит жировать, товарищи топ-менеджеры, пора садиться на финансовую диету, тем более что времена нас ждут в ближайшие годы непростые. Непростые, но вполне терпимые, ни в какое сравнение не может идти то, что пережили наши блокадники Ленинграда в период Великой Отечественной войны. И в преддверии 70-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады именно так этот день называют ленинградцы и именно так предложили назвать этот день мои коллеги по фракции в своём законопроекте хочу поздравить, выразить слова безграничного уважения и благодарности и низко поклониться тем людям, всем тем, оказавшимся в той страшной трагедии, самой бесчеловечной осаде в истории всех войн в мире, осаде, которая продлилась 871 день.
Спасибо.