Олег Михеев: "Необходимо закрыть последнюю лазейку для рекламы крепкого алкоголя"
см. также ↓Закрыть последнюю лазейку для недобросовестных рекламщиков, которые в обход закона продолжают "пиарить" крепкий алкоголь, предлагает депутат Госдумы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Михеев. Парламентарий указывает на то, что закон в нынешней редакции позволяет рекламировать алкоголь крепостью выше 5% в местах продаж таким образом, что объявления могут быть видны снаружи магазина или торгового зала. Депутат предлагает законодательно запретить эту уловку.
Комментируя свою инициативу для СМИ, Олег Михеев указал на то, что меры по ограничению рекламы алкоголя уже дают положительный эффект, а значит, России необходимо и дальше двигаться по пути жёсткого регулирования рынка по примеру скандинавских стран:
– По данным Минздрава, новогодние праздники 2013-2014 года сопровождались превышением числа алкогольных отравлений на 25% над "фоновым" уровнем. Много это или мало? Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн обращает внимание на то, что это существенно меньше традиционного новогоднего всплеска. Это значит, что политика жёсткого регулирования рекламного рынка приносит свои плоды, и мы как законодатели движемся в верном направлении. В то же время я убеждён, что "скачок" алкогольных отравлений на четверть это очень много. Готов предложить законодательный механизмы, позволяющий ещё больше понизить этот уровень.
Для России характерен так называемый северный тип потребления алкоголя: 80% спиртного, которое ежегодно выпивают наши граждане, – это крепкие напитки, в первую очередь водка (с учетом домашнего самогоноварения). Для сравнения – во всем мире доля крепких напитков в структуре потребления не превышает в среднем 30%. Именно северный тип потребления чреват запойным пьянством и связанными с этим социальными проблемами. Бороться с этим можно только поощряя потребителей выбирать слабоалкогольные напитки. Это работает: так, в Европе в последние годы ХХ века (1988-1998) потребление крепких напитков сократилось на 23,2%. Для нас особенно интересен опыт Исландии, Финляндии, Швеции. Исторически это страны с северным паттерном потребления алкоголя. Но благодаря грамотной политике властей в них радикально изменилась структура предпочтений граждан в пользу слабоалкогольных напитков. Для этого использовалось, в том числе, жесткое регулирование рекламы крепкого алкоголя.
В связи с этим я предлагаю на рассмотрение Госдумы поправки к закону "О рекламе". Их суть в следующем: наружная реклама алкогольных напитков крепостью свыше 5%, размещаемая в местах реализации, не должна просматриваться снаружи магазинов и торговых залов. По сути, это последняя лазейка для торговцев спиртным: реклама алкоголя на телевидении и в СМИ у нас уже запрещена, напитки крепче 5 градусов можно рекламировать только в местах продаж. Однако рекламщики хитрят, изготавливая такие конструкции, которые прекрасно видны снаружи магазинов. Необходимо просто закрыть эту правовую лакуну. Это соответствует опыту уже упомянутых северных стран, успешно победивших массовый запойный алкоголизм. Например, в Швеции рекламировать напитки крепче 2,25% можно только в местах продаж, в Норвегии – крепче 2,5%, а в Исландии реклама любых спиртных напитков независимо от крепости разрешена только в торговых сетях (и с жесткими ограничениями в печатных СМИ). Во всех этих странах жесткие ограничения относятся в том числе и к наружной рекламе".
Также одним из ключевых положений данного законопроекта является введение запрета на эксплуатацию как в рекламе, так и в СМИ утверждений о том, что употребление любых спиртных напитков (пива, вина, водки и т.д.) является частью традиций и культуры. И это независимо оттого упоминается в сообщении марка алкогольной продукции или нет.