О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о создании военной полиции Вооруженных Сил РФ

15 января 2014

 см. также ↓

15 января Государственная Дума рассмотрела законопроект № 398910-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации". Доклад по данному вопросу сделал полномочный представитель Президента РФ Гарри Минх. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" вопросы задали Татьяна Москалькова, Александр Тарнавский и Светлана Горячева, позицию фракции представила Татьяна Москалькова. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы.

Вопрос Татьяны Москальковой:

– Уважаемый Гарри Владимирович!

Какова функция военной полиции как органа дознания, поскольку она осуществляет дознание как уголовно-процессуальную деятельность в полном объёме по определённым составам, которые здесь непонятны. И наделяется ли она правом проводить оперативно-розыскную деятельность, ОРД, и в каком объёме?

Гарри Минх:

– Уважаемая Татьяна Николаевна, начну с последней части вопроса. Закон об оперативно-розыскной деятельности мы не предполагаем корректировать, и, соответственно, военная полиция не будет обладать такими возможностями.

Что касается тех дел, которые военная полиция будет в качестве органа дознания рассматривать, то круг этих дел обусловлен специальным субъектным составом. Это военнослужащие, лица гражданского состава, лица, привлекаемые на военные сборы, ну и ещё часть специально обозначенных субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть это воинские преступления, говоря таким общим термином, но именно как орган дознания, без возможности проводить самостоятельные оперативно-розыскные мероприятия.

Вопрос Александра Тарнавского:

– Гарри Владимирович, я хотел бы уточнить. С учётом того, что военная полиция получит право быть органом дознания, определённые изменения вносятся в закон о прокуратуре, но они крайне незначительны. Предполагается ли дополнительная работа по совершенствованию законодательства в этой сфере? Или на этом этапе предполагается, что предложенного достаточно для того, чтобы всё работало? Спасибо.

Гарри Минх:

– Уважаемый Александр Георгиевич, те изменения, которые мы предлагаем в закон о прокуратуре на настоящем этапе, мы считаем и необходимыми, и достаточными.

Что касается взаимодействия с органами военной прокуратуры, то они как были, так и будут вестись в рамках тех полномочий, которые закреплены за прокуратурой, в том числе и военной прокуратурой, соответствующим федеральным законом.

Прокуратура будет осуществлять надзор за законностью в деятельности органов дознания, военной полиции при проведении соответствующих действий по расследованию преступлений.

Вопрос Светланы Горячевой:

– У меня вопрос к вам, уважаемый Гарри Владимирович. Конечно, идея правильная. Но, наверное, правильно и усилить функции, и конкретизировать их для того, чтобы, так скажем, эффективность работы полиции возросла.

А вопрос у меня такой к вам. Как будет финансироваться военная полиция? Не будет ли это приводить к зависимости полицейских от командиров, на уровне которых чаще всего и скрывается та же дедовщина? Увеличатся ли полномочия полиции по вскрытию фактов насилия среди военнослужащих? Если они увеличатся, назовите, пожалуйста, в чём они будут выражаться.

Гарри Минх:

– Уважаемая Светлана Петровна, прежде всего, если говорить о зависимости, которой вы опасаетесь, то даже сейчас, в рамках действующего нормативно-правового регулирования, военная полиция не подчиняется даже командующим соответствующих округов. А структурно она сформирована таким образом, что подвязана, естественно, под военно-территориальную организацию Вооружённых Сил Российской Федерации. Поэтому даже на уровне округов командующий округа ни административно, ни каким-то иным образом повлиять на решения, принимаемые военной полицией, не может. И это, повторюсь, это уже в рамках действующего законодательства.

Что касается уточнения функциональных параметров работы военной полиции, то, во-первых, предусматривается внесение соответствующих изменений в общевойсковые уставы, и, во-вторых, предполагается принять специальный устав службы военной полиции. И вот там уже на уровне подзаконных актов Президента будет конкретизация тех положений, которые сейчас предусматривается внести в закон, прежде всего, об обороне.

Выступление Татьяны Москальковой:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект исключительно из уважения к Президенту, который внёс этот законопроект, и той идеи, которая была высказана. Потому что исполнение его не выдерживает никакой критики.

Создаётся новый, крупномасштабный, с полным набором функционала и инструментария правоохранительный орган. И впервые, наверное, в моей юридической практике, которой более 30 лет, да и в вашей, новый орган образуется путём внесения изменений в действующие законодательные акты, их 13.

Каков набор функций, прав и обязанностей военных полицейских, какие взаимоотношения с гражданской полицией, какие гарантии прав и интересов полицейских – огромный пласт проблем, который из-за отсутствия комплексного закона остаётся за скобками. И я думаю, что комитет по безопасности и борьбе с коррупцией и комитет по обороне исключительно из уважения к субъекту законодательной инициативы и Владимиру Владимировичу Путину оставляет за скобками этот очень важный вопрос об отсутствии комплексного закона.

Поэтому вопросами остаются и вопрос подследственности нового органа дознания – почему не вносится в 155 УПК? Остаётся за скобками вопрос об условиях и порядке применения оружия, физической силы, специальных средств – в отношении кого можно применять, как можно, ограничения? Мы пользуемся законом "О полиции" в данном случае, может быть, но из закона этого не следует.

Защита военной полиции в пределах своей компетенции других охраняемых законом правоотношений в области обороны. Такая появляется функция. О каких правоотношениях идёт речь? Какая компетенция?

Вхождение военной полиции в состав Вооружённых Сил. На каких началах? Какой организационно-правовой статус этой структуры? На каких уровнях создаётся?

Это всё может решить только комплексный закон.

Абсолютно правильно комитет по безопасности ставит вопрос о порядке и условиях отбывания наказания, исполнения уголовного наказания. Непонятно. Это очень большой пласт функций, проблем, остающийся сегодня нерешённым.

Территория юрисдикции военной полиции. Шесть тысяч, которые были названы, не могут выполнить тот объём функций, который сегодня определён законом, а их четыре – это поддержание порядка среди военнослужащих, контроль за соблюдением правил дорожного движения, исполнение уголовных наказаний, участие в государственной защите военнослужащих как участников уголовного судопроизводства, расследование по форме дознания.

Конечно, реализация этого закона потребует финансирования. И мы будем всячески поддерживать увеличение бюджета Министерства обороны для реализации закона о военной полиции, а она нужна, и идея хорошая. Но реализация через такую форму сделает его безжизненным.

Конечно, предстоит большая работа всем комитетам, и в первую очередь, комитету по обороне и безопасности, с тем, чтобы доработать его, запустить в жизнь. Но вторым этапом неизбежно стоит вопрос о создании комплексного крупномасштабного законодательного акта, который позволит проводить расследование в форме дознания и бороться с дедовщиной, кражами и другими преступлениями, обеспечить правопорядок в Вооружённых Силах на необходимом, должном уровне.

Ещё раз оговорю, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, но при учёте очень серьёзной работы, при подготовке поправок ко второму чтению.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International