Заместитель Председателя Государственной Думы РФ, Председатель Совета Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев внес в Государственную Думу проект ФЗ "О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления". По просьбе журналистов политик прокомментировал внесенный им законопроект:
– Хотя действующее российское законодательство и содержит отдельные нормы и положения, косвенным образом связанные с продвижением интересов коммерческих структур в органах власти, в целом этот институт остался непризнанным и неурегулированным в отечественной системе права.
На западе с лоббизмом все четко и понятно, этот институт давно введен в правовое поле: хочешь продвигать интересы коммерческих структур – пройди соответствующую сертификацию, получи регистрацию, и открыто работай с органами госвласти и конкретными чиновниками. В России же лоббизм – одно из самых табуированных слов среди чиновников, да и в публичном пространстве в целом, потому что лоббист у нас по факту синоним слова коррупционер, а лоббизм сводится к коррупции, взяткам и откатам.
Пора честно признаться, что эта деятельность существует и в этой отрасли крутятся огромные наличные деньги. При этом государство эту отрасль никак не контролирует, и эти деньги проходят мимо, перетекая непосредственно из рук бизнесменов в карманы коррупционных чиновников. Настало время навести порядок и легитимизировать эту деятельность, введя ее в правовое русло. Необходимо разграничить коррупционную деятельность и цивилизованное продвижение интересов отраслевиков и хозяйствующих субъектов.
Данный законопроект призван урегулировать общественные отношения, связанные с продвижением интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления, деятельность саморегулируемых организаций представителей интересов, восполнить существующий пробел в законодательстве, установить цивилизованные правила продвижения интересов коммерческих структур в органах власти, повысить открытость и прозрачность взаимодействия бизнеса и власти, способствовать декриминализации этого взаимодействия в целом, а также содействовать реализации конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
При подготовке положений проекта был использован опыт как государств с многолетней демократической традицией: США, Канады, Великобритании, Германии и других, так и стран, относительно недавно вставших на путь демократического развития, в том числе Польши, Литвы, Перу и других.