В Госдуме обсудили президентский законопроект об уточнении порядка возбуждения уголовных дел
см. также ↓10 декабря Государственная Дума рассмотрела президентский проект Федерального закона № 357559-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел). Доклад по данному вопросу сделал полномочный представитель Президента РФ Гарри Минх, содоклад – первый заместитель председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" вопросы задали Андрей Руденко и Михаил Сердюк, позицию фракции представил Олег Нилов. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы.
Андрей Руденко:
– У меня вопрос к Виктору Витальевичу Пинскому.
Вот совсем недавно мы по предложению Президента ввели институт омбудсмена по предпринимательству, и возглавил его господин Титов. А направлял ли интересно вот этот законопроект в рассылку комитет господина Титова, и есть ли заключение омбудсмена по предпринимательству по данному вопросу? Спасибо.
Виктор Пинский:
– Я уверен, что Титов об этом законопроекте знал. И у нас шли консультации с ним по этому поводу. И кое-какие компромиссные решения у нас уже ко второму чтению, возможно, появятся. Спасибо.
Михаил Сердюк:
– Вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, разделяю обеспокоенность Президента по поводу собираемости налогов в нашей стране, но всё-таки хотел бы взглянуть реально на многие вещи. Предпринимателя мы скоро будем показывать уже только в музее. У нас выбывают они сотнями тысяч ежегодно, и никакого мотива открывать собственное дело у молодёжи уже просто нет.
Была история с налоговой полицией, когда её ликвидировали и количество собираемых налогов стало больше. Сейчас рейдерство бушует в стране, и мы получаем огромное количество обращений, лично я. И вот я бы хотел всё-таки про эффективность у вас спросить.
Вы сказали, что количество уголовных дел снизилось, небольшое стало. Является ли это основным параметром, ключевым параметром эффективности, низкое количество уголовных дел, или мы должны всё-таки оценить эффективность возможных собираемых налогов? Сегодня действие многих силовиков приводит к обратному.
Гарри Минх:
– Уважаемый Михаил Иванович, я думаю, что те предложения, которые сформулированы в законопроекте, внесённом Президентом, направлены на реализацию двух задач.
Первая задача, и об этом мы тоже сегодня уже поговорили и в ходе небольшой дискуссии, которая уже состоялась, – обеспечить более эффективное администрирование налогов, повторюсь, в широком смысле этого слова.
Вторая задача. В тех случаях, когда есть достаточные основания для того, чтобы вести речь об уголовном преследовании лиц, которые злостно уклоняются от уплаты налогов, то это, повторюсь, вторая часть проблемы, и здесь их нельзя так напрямую взаимосвязывать. Потому что с точки зрения собираемости налогов картина может быть достаточно стабильной, но с точки зрения той информации, которая имеется, не случайно речь в пояснительных материалах идёт в том числе и об оперативно-розыскной деятельности, это тоже нужно иметь в виду.
Как вы знаете, налоговые органы таких полномочий не имеют, а та информация, которая приобретается через механизмы ОРД, должна быть определённым образом процессуально зафиксирована. И поэтому в этом плане, я думаю, наши предложения обеспечат и сохранение качества, скажем так, работы тех предпринимателей, которые работают в чистом, в светлом секторе экономики, и борьбу с преступностью, которая очень часто носить скрытый, латентный характер.
Выступление Олега Нилова:
– Уважаемый Гарри Владимирович! Уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за представленный законопроект, и не по причине того, что мы не хотим, чтобы дополнительные налоговые поступления шли в бюджет, не потому, что есть какое-то принципиальное возражение по предложенному законопроекту. Просто то время, в которое предложен этот законопроект, я считаю, в это время нужно бы рассмотреть сохранение в бюджете бюджетных средств, которые миллиардными суммами как разворовывались, так и разворовываются. И ответственность казнокрады и коррупционеры почему-то не несут.
А эти многомиллиардные суммы почему-то не возвращаются в бюджет. Гарри Владимирович, может быть, действительно с этого надо начать, нужно сначала залатать эти бреши, эти дыры, перекрыть эти потоки, которые уходят из бюджета. А потом дополнительно как-то так влиять и на бизнес, с помощью такого законопроекта, и дополнительно следователей отвлекать от той работы, с которой они и так не справляются.
Вот коллега сказал: нам не хватает следователей, нам нужно увеличить их количество, может быть, им зарплату ещё поднять. Подождите, давайте сначала с них спросим, почему не возвращены в бюджет деньги, почему не посажены казнокрады и коррупционеры, которые, по некоторым оценкам, десятки процентов бюджета как разворовывали, так и разворовывают.
Поэтому нужно сначала вот с этим разобраться. И наше предложение: давайте примем законопроект, он внесён, о конфискации имущества казнокрадов и коррупционеров – и их имущества, и имущества их ближайшего окружения, если не будет доказана законность происхождения ценностей. Вот таким способом вернём десятки процентов в бюджеты всех уровней.
Не хватит – давайте примем закон о прогрессивной шкале налога и соберём деньги с тех, кто по-прежнему выплачивает девять процентов с дивидендов и считает, что выполняет по полной долг перед Родиной.
Соберём деньги с тех "золотых парашютистов", которые, по-прежнему выплачивая 13 процентов, оставляют в своих карманах сотни тысяч долларов или миллиарды рублей, получаемые в том числе из бюджета.
И, конечно, есть претензии, зачастую справедливые, со стороны бизнеса: наведите порядок с действующим бюджетом, потом перекладывайте на нас дополнительные кары.