Выступление Сергея Миронова на круглом столе "Позиция социал-демократов России и Южной Осетии по развитию ситуации на Кавказе"
см. также ↓26 ноября в Госдуме прошел круглый стол "Позиция социал-демократов России и Южной Осетии по развитию ситуации на Кавказе", в рамках которого состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и Республиканской политической партией "Новая Осетия". Предлагаем вашему вниманию выступление Председателя Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергея Миронова:
– Уважаемые коллеги!
В первую очередь хотел бы от всей души поприветствовать наших коллег и друзей из Южной Осетии, находящихся в этом зале, всех участников и гостей круглого стола!
Тема нашего круглого стола очень актуальная и важная в контексте современной международной политики. С учетом геополитического положения Кавказа, развитие в последние годы политической и социально-экономической ситуации в этом регионе вызывает серьёзную озабоченность в международном сообществе, и, разумеется, особенно в России.
Для нашей страны Кавказ имеет особое стратегическое значение. Можно без преувеличения сказать, что состояние отношений России с кавказскими государствами важный фактор обеспечения стабильности и безопасности не только в этом районе, но и в Черноморье, на Ближнем Востоке, в Европе.
Полагаю, что для лучшего понимания сегодняшнего курса России на Кавказе необходимо немного заглянуть в историю её отношений с проживающими здесь народами. Эти отношения насчитывают много веков. К сожалению, так уж сложилось, что определенная часть современных российских и зарубежных политиков и историков, когда речь заходит о месте и роли России на Кавказе, начинают вести отсчёт от кавказской войны 1763-1864 гг. При этом акцент делается исключительно на негативных аспектах как её хода, так и результатов. Забываются многие интересные и важные факты, свидетельствующие о глубоких исторических корнях связей России с кавказскими народами, причем не только на государственном, но и на гуманитарном, житейском уровне. Так, например, как утверждают некоторые историки, первым мужем грузинской царицы Тамары в конце 12 века был князь Георгий, сын Владимирского князя Андрея Боголюбского.
Другой знаменательный факт второй женой русского царя Ивана IV, Грозного, была Мария Темрюковна, дочь одного из кабардинских князей.
Довольно хорошо известна история вхождения Грузии в состав Российской империи в начале 19 века. Это событие имело судьбоносное значение для народов Грузии.
В контексте нашей сегодняшней дискуссии хотел бы вспомнить отношения России с Осетией. С середины 18 века Осетия активно искала контактов с Россией, видя в ней политического союзника и защитника. В 1743 году российская Императрица Елизавета Петровна получила челобитную от старейшин ряда осетинских общин. В их послании содержалась просьба помочь осетинскому народу вернуть предгорные равнинные земли Северного Кавказа исконные земли Алании, предоставив им там защиту. В послании было чётко выражено намерение осетин быть под протекцией Российской империи. В результате длительных переговоров в Моздоке в 1774 г. единая Осетия вошла в состав Российской империи.
Не хотел бы слишком углубляться в историю, но многие убедительные факты и события свидетельствуют о том, что Россия играла важную роль в защите народов Кавказа от посягательств внешних сил на их законные интересы, способствовала экономическому, социальному и культурному развитию.
Всё это в значительной степени раскрывает суть и содержание современной политики Российской Федерации на Кавказе, её отношения как с суверенными государствами – бывшими республиками СССР, так и с недавно провозгласившими свою независимость Абхазией и Южной Осетией.
Можно с удовлетворением констатировать, что Россия успешно развивает сотрудничество с Арменией, Азербайджаном на двусторонней основе и в рамках СНГ, ведет диалог с Грузией с целью преодоления политических проблем, возникших после известных событий в августе 2008 г.
Большое внимание уделяется укреплению отношений с Абхазией и Южной Осетией. Задачи российской внешней политики на этом направлении были четко определены в Указе Президента России от 7 мая 2012. В нем говорится: "...активно содействовать становлению Республики Абхазия иРеспублики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению этих республик".
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что важным вкладом в дело сближения наших народов могло бы стать сотрудничество политических сил и организаций стран региона, придерживающихся социал-демократической ориентации. Наша партия готова к такому сотрудничеству. На сегодняшний день СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ принимает участие, в том числе через Государственную Думу, в решении многих политических и социально-экономических проблем в нашей стране. Депутаты от нашей партии успешно действуют и в региональных, и в муниципальных органах власти.
Хотел бы особенно подчеркнуть, что СР имеет свои отделения во всех северокавказских регионах. Так что нам близки и понятны те проблемы, с которыми сталкиваются их население и власти.
Я считаю, что многие социал-демократические идеи и постулаты по духу близки и понятны населению Кавказа. Это очень важно для консолидации общества и мобилизации его ресурсов для решения конкретных политических, социально-экономических и гуманитарных проблем.
Думаю, что такие общие для всех нас задачи могут быть благоприятной основой для сотрудничества социал-демократов России с аналогичными политическими организациями как в Южной Осетии, так и в других кавказских республиках.
В этом году исполнилось 5 лет с момента обретения Южной Осетией государственной независимости, признанной Российской Федерацией и рядом других государств. Суверенитет был обретен в ходе отражения агрессии против народа Южной Осетии и российских миротворцев. Пять лет это небольшой, но в то же время достаточный срок для того, чтобы оценить проделанный путь и наметить ориентиры на будущее.
Уверен, важнейший фактор, который определит дальнейшую судьбу Южной Осетии завершение строительства государственности и формирования эффективной социально-экономической стратегии развития республики. Это важно не только для социального самочувствия населения, но и для продолжения процесса признания государственной независимости Южной Осетии. Все партнеры должны видеть, что имеют дело, как теперь модно говорить, с "состоявшимся государством".
На этом пути уже многое сделано, но ещё немало предстоит сделать. И здесь я вижу основное поле для приложения усилий тех, кто разделяет социал-демократические идеи и образ мысли.
Успех и международная Привлекательность Южной Осетии напрямую зависят от выбора пути общественного развития, в основе которого социальная справедливость. В этом случае республике гарантирована роль позитивного примера, влияние которого выходит за региональные рамки.
У республики есть все предпосылки для быстрого движения вперед, тем более с опорой на помощь и поддержку России.
Единственное условие формирование эффективной, прозрачной и свободной от коррупции системы власти и управления. Если нашим коллегам в Южной Осетии удастся решить подобную задачу, это станет ориентиром для всего Северного Кавказа.
Ни у кого не вызывает сомнений тесная взаимосвязь коррупции с криминалом и терроризмом.
Важную роль в профилактике терроризма и организованной преступности играет взаимодействие силовых структур России и Южной Осетии по усилению пограничного контроля, которое необходимо приветствовать и всячески поддерживать.
Вместе с тем меры по укреплению безопасности и правопорядка, социальному и пенсионному обеспечению населения Южной Осетии при поддержке России должны быть дополнены экономической самостоятельностью республики. Это будет лучшим ответом тем, кто все время повторяет, что социально-экономическая система республики существует только благодаря России.
Партнерство с Россией, российским бизнесом в торгово-экономической и инвестиционной сфере имеет существенное значение не только для Южной Осетии, но и для Абхазии и Грузии. Весь вопрос в том, чтобы экономика Южной Осетии стала одним из лидеров регионального разделения труда в рамках всего Кавказского региона. И здесь открывается поле для развития в республике наряду с традиционными производствами и отраслями новых производств, точек роста, рассчитанных на удовлетворение потребностей стран-соседей.
Представляется, что именно эту работу необходимо усилить, чтобы сформировать новый мощный региональный экономический кластер, основанный на принципах международного разделения труда. На поиске и поддержке таких трансграничных проектов и экономических цепочек следует сосредоточить наши совместные усилия. Тем более что нам, социал-демократам, традиционно ближе вопросы развития малого и среднего предпринимательства, которое подчас открывает уникальные возможности для самореализации большого числа людей.
Наша партия использует все доступные нам международные политические и парламентские площадки, в их числе трибуну Социалистического Интернационала, для доведения до международной общественности правды о Южной Осетии, о наших совместных усилиях по развитию Северного Кавказа.
В этом процессе мы настроены на интенсивное взаимодействие со всемиобщественными силами вашей республики. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ партия, программа которой близка научным и инженерно-техническим работникам, врачам, учителям всем людям труда. Считаю, что активное взаимодействие с интеллектуалами, научно-экспертным сообществом Южной Осетии позволит нам лучше представлять на международном уровне историческую самобытность, непростой путь и сегодняшние достижения вашей республики.
Убежден, эти усилия внесут значительный вклад в создание благоприятного фона для переговоров в рамках Женевского процесса. Сменаруководства в Тбилиси дает здесь дополнительную надежду на прогресс.
Вместе с тем для нас главное формирование живой ткани сотрудничества, которое позволит Южной Осетии обрести новых партнеров и друзей не только в России, но и за её пределами. И наш круглый стол еще один шаг на этом пути. Поэтому позвольте пожелать всем нам плодотворной работы!
Благодарю за внимание.