15 ноября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела законопроект № 378656-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части расширения субъектного состава экспортеров сжиженного природного газа). Законопроект представил официальный представитель Правительства России, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Кирилл Молодцов.
Содокладчиком выступил председатель комитета ГД по энергетике, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Иван Грачёв. Парламентарий призвал коллег поддержать данную инициативу:
– Уважаемые коллеги!
Я, прежде всего, отмечу, что комитет единогласно поддержал этот закон, то есть всеми фракциями. Хотя, безусловно, у нас разное отношение к вопросу: допустима ли конкуренция между нашими компаниями на внешних рынках? Но единогласная наша оценка, она на самом деле демонстрирует, что мы такой конкуренции не ожидаем. И я на эту тему, может быть, две-три минуты потрачу.
Япония. Мы комитетской делегацией встречались в парламенте Японии с парламентариями, мы встречались с представителями их исполнительной власти – аналогом нашего Минэнерго, с компаниями. Есть абсолютная уверенность, что атомные станции они будут закрывать. Я кстати, в этом всегда был уверен. И по факту им уже сегодня нужно порядка 50 миллиардов кубов газа. Не когда-то, а сейчас, по хорошим ценам.
Корея. Порядка 20 миллиардов кубов им тоже уже сейчас нужно. Не когда-нибудь, а сейчас.
Китай. В кратчайшей перспективе им порядка 70 миллиардов кубов газа нужно. Одному Пекину сейчас нужно для нормальной экологии 10-15 миллиардов кубометров газа. Понятно, что один "Газпром" это закрыть не может.
Естественно, в комитете вопрос возникал, и он со стороны других депутатов возникает, о так называемом "сланцевом газе". Вот, пойдёт поток из Америки в Японию, и так далее. Китай начнёт сам добывать, а у него запасы большие сланцевого газа. Ещё раз считаю необходимым зафиксировать, что никакого дешёвого сланцевого газа нигде не будет. Я давал здесь, с трибуны, оценки, что примерно 200 долларов за тысячу кубов по себестоимости – сланцевый газ, они сейчас подтверждаются. В том числе и в рекламных заявлениях Азарова (премьер-министр Украины – прим.) по существу они подтверждаются.
Более того, мы знаем по факту сегодня, что Shell, во-первых, списал 2 миллиарда долларов убытков по сланцевому газу в Северной Америке, во-вторых, вышел из всех проектов оттуда, и, в-третьих, Питер Возер, глава Shell, заявил, что вышли, потому что они нерентабельные и неперспективные. Поэтому, на мой взгляд, много сланцевого газа в Китае не будет, и в Японии никакого дешёвого сланцевого газа не будет. Кстати сказать, и гидратного тоже.
Соответственно этот рынок должен быть занят, занят в короткие сроки, потому что все эти три страны, о которых я говорил, настроены на долгосрочные контракты. То есть так, в принципе, строили беседы в Японии, и исполнительная и законодательная власть. Корейский президент прямо об этом заявил, что они настроены на долгосрочные контракты. В принципе, Китай тоже настроен на долгосрочные контракты. А что это означает? Что если быстро не займёшь это поле, то соответственно, кто быстро занял, тот надолго это поле занял.
Поэтому мы считаем, что этот законопроект правильный. И единогласно, ещё раз подчёркиваю, комитет счёл необходимым поддержать его в первом чтении. То, что коллега Молодцов отметил, абсолютно правильно, что лицензирование там сохраняется. И соответственно сохраняется общегосударственный контроль над объёмами и направлением экспорта.
Спасибо за внимание.