Заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Кировской области Сергей Доронин – о плачевных перспективах отечественной экономики:
– "Тучные годы" в России закончились. Об этом во всеуслышание говорят сегодня даже власти. Единственное различие между их позицией и мнением остальной, расположенной за пределами МКАД Россией, в том, что они уверены, будто эти самые "тучные годы" вообще были. Видимо, власть их на себе все же прочувствовала, а вот большинство россиян – нет.
Прогнозы на будущее один мрачнее другого. Прочитал в пятницу в одной из газет высказывание министра экономического развития Улюкаева. По его словам, – которым, увы, на сей раз нет основания не доверять – темпы роста российской экономики будут в обозримой перспективе отставать от среднемировых. А доля России в объеме мирового производства – снижаться. По сути, это означает стагнацию, но и за нее еще предстоит побороться.
Хуже всего рецепты, с помощью которых предлагают "бороться". Вроде бы нормальная идея: государство во время кризиса должно вкладываться в инфраструктуру, "запуская" тем самым экономику. Со времен "великой депрессии" так поступает весь мир.
Только если в США такими работами охватывали всю страну, российское правительство продолжает страдать гигантизмом. Иными словами, под инфраструктурным развитием оно понимает реализацию нескольких мегапроектов, в которые будут "вбуханы" умопомрачительные суммы, триллионы рублей. Это ровно то, что мы уже видели в Сочи. А остальные территории снова останутся ни с чем.
Тот же министр экономического развития в качестве одного из мегапроектов назвал строительство скоростной железной дороги Москва-Казань.Магистраль обойдется в астрономические 1,1 трлн рублей. Мой коллега Андрей Тычинин, депутат от КПРФ, сделал некоторые расчеты. Оказывается, для окупаемости проекта за 30 лет выручка должна составить 50 млрд рублей в год.
Посчитаем: 50 млрд разделим на 365 дней, разделим на 4 тысячи рублей (стоимость билета) и получаем, что в день ВСМ должна перевозить 34 тысячи пассажиров между Москвой и Казанью. В поезде, предположим, 400 человек, т.е. получается, что в сутки между Москвой и Казанью должно ходить 85 поездов. Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом ходит 14 поездов, а Санкт-Петербург крупнее Казани в 5 раз и у него значительно теснее экономические связи с Москвой.
Между Нижним Новгородом и Москвой ходит всего 4 скоростных поезда. Зададимся вопросом: кого будут эти 85 поездов из Казани в Москву и обратно? Или вся Казань должна раз в месяц ездить в Москву? При этом по данным РЖД, сейчас из Москвы в Казань направляется всего 6 прямых поездов сообщением "Москва-Казань" и порядка 20 проходящих. И опять же, по данным РЖД, на 13 октября только в вагонах прямого сообщения "Москва-Казань" было свободно более 1100 мест всех классов.
Выходит, что инвестировав сотни миллиардов, правительство рискует получить практически никому не нужную магистраль, которая не будет загружена и никогда не окупится. Зато на все остальные запросы оно будет отвечать: времена, дескать, тяжелые, и денег нет, а вы там "внизу" сами выкручивайтесь.
По такому сценарию экономическая ситуация развивается уже много лет. Правительство стоит на страже интересов монополий и гигантских ФПГ, "удовлетворяя" их аппетиты. И каждый дополнительный рубль, заработанный предприятиями и людьми, идет именно в их кассы. Достаточно того, что всё большая доля доходов уходит на платежи за услуги ЖКХ.
А ведь возможна совсем другая политика. Политика, при которой от государственной поддержки будут выигрывать предприятия по всей стране. А значит, у миллионов людей будут расти зарплаты, а у регионов и муниципалитетов – налоговые доходы. И тогда они будут инвестировать в свою инфраструктуру: в местные и городские дороги, в то же ЖКХ и так далее.
Ведь 1,1 трлн рублей, которые планируется вложить всего в один проект "Москва-Казань" – это объемы господдержки сельского хозяйства примерно за 7 (!) лет. Таких денег с лихвой хватило бы, чтобы решить всю долговую проблему АПК. А от него зависят не два-три региона, а 40 миллионов жителей села по всей стране.
Мало того, за счёт отсутствия долгов и появления инвестиционных ресурсов выросло бы производство продовольствия, снизились цены на него. А это уже выигрыш абсолютно для всех. Наконец, макроэкономика так же оказалась бы "в плюсе", просто за счёт снижения инфляции.Если же взять в сумме три мегапроекта, которые замышляются, денег хватило бы и на то, чтобы машиностроителей поддержать и модернизацию ЖКХ подвинуть.
Увы, "Васька слушает, да ест". Правительство упрямо вновь и вновь выбирает мегапроекты, поддерживая отдельные территории и монополии, и забывая о том, что в десятках других регионов живут миллионы людей, у которых совсем иные потребности. И само оно ничего менять не хочет: его всё устраивает.
По материалам источников: Блог Сергея Доронина