Программа кандидата в губернаторы Московской области Александра Романовича "10 шагов к справедливости"
Подмосковье должно получить московские социальные стандарты!
см. также ↓Моя Программа кандидата в Губернаторы Московской области "ПОДМОСКОВЬЕ: 10 ШАГОВ К СПРАВЕДЛИВОСТИ" поможет решить ключевые проблемы области посредством создания рациональной системы управления и территориальной оптимизации региона. Уже в ближайшие пять лет будет заложена основа для устойчивого развития Подмосковья в перспективе. Результатом реализации программы станет улучшение жизни 7-миллионного населения области, рост благосостояния людей, увеличение экономического потенциала региона. Найдут решение социальные, экологические и транспортные проблемы, существенным образом изменится облик наших городов, посёлков и деревень. И, самое главное, будут созданы благоприятные условия для гармоничного развития жизни каждого человека.
ПЕРВЫЙ ШАГ: Обеспечить наполнение бюджета. Поставить область на путь инновационного развития. Поддержать внедренческие предприятия. Создать благоприятный климат для инвестиций. Московская область объективно в состоянии обходится без федеральных вливаний. Приму меры к тому, чтобы в муниципальные бюджеты дополнительно поступали налоговые отчисления на общую сумму 20 млрд. рублей. Из них 3% налога на прибыль организаций и 5% налога на имущество. Муниципалитетам будет полностью передан транспортный налог и упрощена система налогообложения в целом. Одновременно нужно освободить социально значимые муниципальные учреждения области от уплаты налога на имущество. Верный путь к наполнению бюджета – повышение инвестиционной привлекательности региона. Сейчас область испытывает существенный дефицит инвестиционной активности. Поэтому необходимы новые стимулы. Инвестор должен прийти на площадку с инфраструктурой, позволяющей запуск производства (электричество, газ, вода, канализация). В первые два года строящийся инвестор должен получить максимум налоговых льгот. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) инвесторы должны платить исключительно в областной бюджет. Необходимо расширить практику выделения активным инвесторам бюджетного кредита, обеспечить защиту их прав, определить льготы по аренде имущества, находящегося в собственности области. Необходимо ориентировать инвесторов на создание максимального количества рабочих мест с тем, чтобы уменьшить число жителей области, вынужденных работать в столице. Оздоровлению инвестиционного климата в области и одновременно снижению напряжения в проблеме с мигрантами из дальнего зарубежья способствовало бы создание областного агентства по трудоустройству мигрантов. Оно могло бы организовать весь набор услуг по набору и сопровождению иностранной рабочей силы для предприятий и организаций Подмосковья.
ВТОРОЙ ШАГ: Сделать наукоемкие технологии локомотивом развития региона. Максимально использовать потенциал наших наукоградов. В свое время руководство страны рассматривало Московскую область в качестве полигона для внедрения наукоемких технологий, создания особых зон экономического развития, современных технопарков. Совершенно верно головным центром на этом направлении была избрана Дубна с ее известными на весь мир научными школами. Однако начавшиеся там структурные и организационные меры по существу загасли. Московская область должна сделать рывок в инновационной сфере и прежде всего за счет собственного научно-технического и инновационного потенциала, таких наукоградов, как Дубна, Долгопрудный, Жуковский, Королев, Лыткарино, Протвино, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Юбилейный. Во всех городах Подмосковья, имеющих статус наукоградов, должны быть созданы особые инновационные экономические зоны, в которых наука и производство имели бы льготы по выплате налога на прибыль и имущество, а также получали бы освобождение от земельного и транспортного налогов сроком на 5 лет.
ТРЕТИЙ ШАГ: Расширить строительство дорог, путепроводов, эстакад и развязок. Развивать общественный транспорт – автобусное сообщение, скоростные трамваи и миниметро. В настоящее время Московская область располагает сетью из 14,5 тыс. км автомобильных дорог, которая давно исчерпала свою пропускную способность. На дорогах люди теряют время и силы, а иногда здоровье и жизнь. Только четверть дорог Подмосковья соответствует нормативам. За прошлый год в дорожно-транспортных происшествиях на территории Подмосковья погибло 1,5 тысячи человек, более 10 тысяч человек получили тяжелые травмы. Жители Подмосковья проводят в пробках, в среднем, 3 часа в день. Необходимо в кратчайшие сроки построить, как минимум, 2000 км дорог, отремонтировать и реконструировать 9000 км дорог. Приоритетное развитие должен получить рельсовый транспорт (электропоезда и скоростные трамваи), линии которого соединят между собой густонаселенные пригородные зоны. Строительство дорог и развитие общественного транспорта создаст новые рабочие места не только в дорожном строительстве, но и на малых и средних частных предприятиях. Расширятся возможности ведения семейного бизнеса. Сегодня в России современная автомагистраль обходится в 600-800 млн. руб. за километр, что в 2-3 раза больше средней цифры по Евросоюзу. Значительная часть потерь приходится на плохую организацию дела и "откаты" чиновникам. Если с умом расходовать деньги дорожного фонда, искоренить коррупцию и воровство, то этих денег вполне хватит на создание в Подмосковье современной транспортной инфраструктуры.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Ликвидировать очереди в детские дошкольные учреждения, развивать инфраструктуру детства. За последние годы очередь в детские сады Подмосковья выросла на порядок. В настоящее время, по уточненным данным, в этой очереди стоит порядка 200 тысяч детей. Многие семьи ждут очереди в детский сад годами. Чтобы решить проблему, необходимо строить по 150-200 детсадов в год. Инвесторы, строящие детсады и школы, должны получать серьезные льготы. В правительстве области должен быть назначен кризисный менеджер, отвечающий за этот участок работы. Родителям, не имеющим возможность отправить ребенка в детсад, необходимо выплачивать специальные субсидии.
ПЯТЫЙ ШАГ: Прекратить хаотичную застройку подмосковной земли, незаконный захват берегов рек и озер, лесных участков. Сегодня общая картина строительства и территориального планирования в Московской области может быть охарактеризована известной формулой: "кто во что горазд". На территории области находится более сотни проблемных объектов замороженного или прекращенного строительства, несколько десятков объектов с нерешенными проблемами инженерных коммуникаций. Строительство жилья, в основном, осуществлялось силами компаний, базирующихся в Москве и не платящих налоги в бюджет области. Число обманутых дольщиков – 20 тыс. человек на 140 объектах. Вопросы градостроительного планирования должны быть переданы в ведение муниципалитетов, но осуществляться в рамках единой обще областной концепции, в которой должны содержаться продуманные стандарты и нормы по всем основным параметрам строительства и планирования населенных пунктов. Необходимо создавать условия для индивидуальной малоэтажной застройки на недорогой земле с инженерной и транспортной инфраструктурой, поощрять внедрение новых строительных технологий, в том числе деревянно-панельное и блочное строительство малоэтажного жилья. Возведение многоэтажек на участках, предназначенных для индивидуального или дачного строительства, должно приравниваться к уголовным преступлениям. Необходимо провести ревизию всех земельных участков области и выяснить, используются ли они по назначению, кратно увеличить штрафы за ненадлежащее использование земли. Захват земли в природоохранной зоне должен рассматриваться как "экологическая диверсия" и также караться по уголовной статье.
ШЕСТОЙ ШАГ: Навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Развивать коммунальную инфраструктуру городов и поселков, создать жителям области цивилизованные, комфортные условия жизни. Жители области ежемесячно платят за услуги ЖКХ, в среднем, 4 тыс. рублей, что составляет, примерно, 14,5% семейного бюджета. Это больше, чем в среднем по России. Задолженность перед поставщиками ресурсов составляет 19 млрд. руб. 12 млрд. – это долги компаний, которые деньги с населения собирают, а поставщикам не переводят. Многие управляющие компании созданы для откровенного воровства. За 2012 год в сфере ЖКХ выявлено почти три тысячи преступлений. Если сократить масштабы воровства управляющих компаний и ограничить аппетиты поставляющих ресурсы монополистов, то можно в Подмосковье ещё 3-5 лет вообще не повышать тарифы на газ, воду и электричество. В связи с этим необходимо: установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных в размере 10% совокупного дохода семьи; наладить справедливую систему адресных жилищных субсидий; запретить сырьевым и инфраструктурным монополистам выводить деньги в оффшоры; ужесточить контроль над работой управляющих компаний со стороны администрации области, депутатского корпуса, а также со стороны общественности.
СЕДЬМОЙ ШАГ: Повысить эффективность областного здравоохранения. Не допустить разрастания платных медицинских услуг в ущерб государственным гарантиям оказания населению бесплатной медицинской помощи. Московская область опережает все остальные регионы страны по масштабам неэффективных расходов в сфере здравоохранения. При этом дефицит территориальной программы государственных гарантий по оказанию жителям области бесплатной медицинской помощи составляет 19%. Поэтому необходимо: считать профилактику раннего выявление заболеваний и их эффективное лечение главным принципом областного здравоохранения; восстановить в области систему педиатрической помощи населению; существенно расширить хозяйственную самостоятельность руководителей учреждений здравоохранения с сохранением этих учреждений в государственной и муниципальной собственности.
ВОСЬМОЙ ШАГ: Разработать и реализовать областную программу развития образования, обеспечить его доступность и качество. В Московской области нет собственной позиции по вопросу модернизации образования. Возможности детей получить качественное образование независимо от размера кошелька их родителей сократились настолько, что уже не способны обеспечить элементарную грамотность молодого поколения. "Оптимизация" государственных расходов на образование, согласно Закону 83-ФЗ, проходит в области с опережением, что может полностью уничтожить систему дополнительного образования. Собственная областная программа развития образования должна противостоять общим разрушительным реформам и одновременно создать систему моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогических кадров и пополнения их за счет областных специалистов. Для этого надо: внедрить контрактную систему подготовки специалистов для нужд области; обеспечить реальное повышение оплаты труда работникам образования области. Это предотвратит отток кадров и повысит качество их работы. существенно расширить участие общественности в управлении и контроле качества образования.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Сберечь природу Подмосковья, ликвидировать экологические угрозы Экологическая ситуация в Московской области остается тяжёлой. Загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Особую опасность представляют сточные воды промышленных предприятий, выбросы предприятий энергетики, полигоны захоронения бытовых и промышленных отходов. Пагубное влияние на экологическую ситуацию в области оказывают промышленность, транспорт и коммунальное хозяйство Москвы. Москва, получая воду с севера и запада, сбрасывает сточные воды на юг и юго-восток, вниз по течению Москвы-реки. В серьезной опасности оказались подмосковные леса. По новому "Лесному кодексу", лесной фонд Подмосковья был выведен из подчинения правительства Московской области вплоть до середины 2012 года. Сейчас леса Подмосковья возвращены под нашу юрисдикцию. Теперь от руководства самой области зависит наведение порядка в лесной отрасли. Эту задачу я определяю для себя приоритетной. Захват земли в природоохранных зонах, по берегам рек и озер, а также лесных участков должен рассматриваться как "экологическая диверсия" и караться по уголовной статье. Главной своей задачей в этой сфере считаю разработку и принятие комплексной программы по утилизации отходов (ТБО). Я убежден, что в цивилизованном государстве схема управления отходами должна быть общенациональной, централизованной и по вертикали доходить до каждого муниципалитета. Это подтверждает опыт многих стран. Пока такая вертикаль не создана, прогресса ждать не приходится. Не менее важно наладить взаимодействие по единой схеме региона и находящегося в его центре мегаполиса, такого как Московская область и Москва. Ведь в нашем случае речь идет об утилизации отходов одного субъекта федерации на территории другого. Мне представляется наиболее разумной и эффективной программа комплексного управления отходами в Москве и Московской области, разработанная Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ. В разработке этой программы я принимал активное участие, будучи заместителем председателя Комитета по экологии и природопользованию Мособлдумы. Разработчики ЮНИДО считают, и я разделяю их экспертное мнение, – что для эффективной переработки отходов на территории Московской области необходимо построить 19 экотехнопарков, место строительства каждого из которых должно учитывать особенности местности, инфраструктуру, население. Кроме того, региону требуется 4 мусоросжигающих завода, сеть мусороперегрузочных станций и мусоросортировочных комплексов. Реализацию проекта можно было бы начать с пилотного экотехнопарка в Чеховском районе.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Значительно повысить качество власти в Подмосковье. Уверен, что главным недугом, поражающим весь социально-экономический организм области, является низкое качество власти в Московской области. В 2012 году доля неэффективных расходов в общем объеме расходов областного бюджета выросла более чем на 12%. Область лидирует по бюджетным расходам на власть (в расчете на одного жителя). Суммарные расходы на управление выросли на 5,8%. Разработанные и утвержденные программы в сфере транспорта, культуры, здравоохранения, образования, социальных услуг, в топливно-энергетическом комплексе, в отраслях промышленности и в торговле пылятся на полках. Их необходимо вводить в действие! Местному самоуправлению требуется дополнительная поддержка. Попытки муниципальных образований вырваться из-под "опеки" региональной власти привели к резкому росту их долговых обязательств. На местные бюджеты Московской области приходится пятая часть всей муниципальной задолженности в стране. Решению важнейших задач по управлению областью должна способствовать практика проведения местных референдумов. Власть надо повернуть лицом к людям. Она должна без понуканий, сама решать проблемы населения, а граждане не должны вымаливать у властных структур в качестве подачек то, что им положено по закону.
Создать на основе Московской области два новых самостоятельных субъекта федерации
Я займусь созданием условий для того, чтобы в перспективе разделить Подмосковье на два субъекта Российской Федерации: Западное и Восточное Подмосковье. На юге границей новых субъектов станет территория "новой Москвы", собственно Москва, а на севере – Ярославское шоссе. Далее линия раздела пройдет на северо-восток по территории полигона у Красноармейска. Областными центрами могут стать Можайск и Коломна. Население этих субъектов составит, примерно, 3-4 млн. человек. В течение ближайших пяти лет будут подготовлены условия для предлагаемых преобразований. Уже в ближайшее время, в рамках Конституции РФ и федерального законодательства, в Подмосковье будут сформированы два областных округа или префектуры (по аналогии с федеральными округами РФ). Им постепенно будут передаваться полномочия региональной компетенции. Полномочия по принятию решений, реализации политики и выполнению конкретных местных программ максимально должны быть переданы префектурам и муниципалитетам. Одновременно следует провести реорганизацию органов муниципальной власти: на всей территории уйти от деления на районы и поселения и создать административные округа. Как показывает опыт, это снизит расходы на управление и снимет накапливающиеся противоречия между низовыми уровнями власти, обеспечит эффективное решение социально-экономических проблем на местах. Уверен, что появление на территории Московской области двух самостоятельных субъектов и перемещение центров принятия решений на периферию даст нынешнему громоздкому и плохо управляемому столичному региону возможность для качественного скачка вперед. Это ускорит решение социально-экономических вопросов, оживит экономическую деятельность, улучшит жизнь населения.
Разработать и внедрить принципиально новую схему взаимодействия Подмосковья и Москвы: действовать синхронно и на равных со столицей.
Единые для всех субъектов России и понятные в рамках существующей вертикали власти отношения между федеральным центром и регионами для Москвы и Подмосковья должны быть дополнены особой схемой взаимодействия. Её разработку и внедрение подсказывает уникальный по сложности даже в мировой практике комплекс взаимосвязей Москвы и Московской области. Москва и Подмосковье накрепко завязаны в тугой узел, куда вплетены транспортные, экологические, природоохранные, энергетические проблемы, а также схемы водоснабжения, охраны лесов, потоки перемещения рабочей силы, внутрироссийская и внешняя миграция и ряд других известных моментов. Всё это предопределяет доминирование консенсусного, согласительного начала в отношениях Москвы и области при полном равенстве взаимодействующих сторон. Я буду настаивать на том, чтобы все сложные и наболевшие проблемы между столицей и областью решались исключительно совместно, на базе тщательной экспертной проработки и с бесспорным приоритетом интересов населения, как Москвы, так и области.
В случае моего избрания губернатором, сразу же инициирую разработку совместными усилиями с руководством Москвы такого механизма взаимодействия. Большой опыт работы в Подмосковье подсказывает мне, что, помимо механизма разового разрешения текущих проблем двух субъектов, жизненно необходимы постоянно действующие совместные органы с широкими полномочиями, построенные по межведомственному и межрегиональному принципу (назовем их комиссиями) по следующим проблемным сегментам: организация транспортных потоков; природоохранная деятельность (с упором на водоснабжение и охрану лесов); жесткая единая схема утилизации отходов для всего столичного региона; рациональное распределение трудовых потоков во всем регионе.
Оптимизировать количество депутатов Московской областной Думы
Областная дума должна стать эффективным инструментом представительства всего населения такого сложного субъекта, как Московская область. В данный момент число депутатов Мособлдумы – 50 человек – явно недостаточно для решения стоящих перед регионом задач. Существующие законодательные нормы позволяют нам довести количество депутатов до 100. При этом Мособлдума должна заявить о себе как действенный орган депутатского контроля, в значительной мере влияющий как на повышение эффективности работы всех звеньев областного механизма, так и на результативность борьбы с коррупцией в регионе.