Депутат Государственной Думы, лидер тверских справороссов Алексей Чепа проанализировал проект Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
– Сегодня перед российской наукой стоят важнейшие задачи – содействие научно-технологическому и инновационному развитию нашей страны, повышение конкурентоспособности экономики и, как обозначил Президент РФ, создание к 2020 году 25 миллионов рабочих мест в высокотехнологичном секторе экономики. Для реализации этих масштабных задач государство выделяет значительные ассигнования из государственного бюджета, в том числе и на развитие науки, фундаментальные исследования.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в системе управления Академии наук имеется достаточно серьезных проблем, и признает необходимость проведения изменений на законодательном уровне, однако концептуально не поддержит предложенный Правительством законопроект по следующим причинам.
Из законопроекта следует, что деятельность РАН прекращается в ее нынешнем виде и академия ликвидируется. Предлагается, что Российская академия наук будет считаться учрежденной представленным законопроектом. Историческая и юридическая преемственность с РАН, созданной в XVIII веке, будет утеряна. Проект создает полную неопределенность в отношении статуса РАН как юридического лица и ее имущественных прав, поскольку новая Академия не провозглашается правопреемником нынешней.
Исторически РАН существует как самоуправляемая некоммерческая организация. Представленный законопроект, напротив, содержит положения, ликвидирующие принцип самоуправления научного учреждения, закрепленного в законе о науке. Проект закона устанавливает иную подведомственность академических институтов РАН, передавая институты в ведомственную подчиненность новому государственному органу – Агентству научных институтов Российской академии наук, функции и статус которого законом не определены. Одновременно законопроектом предусмотрена возможность передачи организаций "иному федеральному органу исполнительной власти", действующему, естественно, не на основе принципа самоуправления.
Изменение подведомственности учреждений РАН разрушит принцип единства управления фундаментальной наукой и сделает либо невозможным, либо крайне неэффективным выполнение функций, закрепляемых за РАН проектом закона. Никакое объединение видных ученых в современном мире неспособно решать аналитические и экспертные задачи без ежедневного взаимодействия с коллективом, без информационного обеспечения, без экспериментальной базы, без современных лабораторий.
Создание новой Академии предполагает, что она будет иметь статус юридического лица – некоммерческой организации. Ни об уставном капитале, ни о другом имуществе РАН в законопроекте ничего не отмечается. В проекте закона порядок формирования уставного капитала не определен, не учтено, что она становится собственником не только переданного государством имущества, в том числе денежных средств, но и создаваемых и приобретаемых прав, включая результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно ст. 19 законопроекта научные организации РАН попадут в ведение органа государственной власти. Что это за орган? И какое отношение имеет орган управления имуществом к оказанию государственных услуг в сфере науки и научных исследований, фактически проведению фундаментальных научных исследований?
Передача в ведение данного Агентства функции назначения руководителей научных учреждений РАН сводит на нет академическое самоуправление. Недопустимым является также определение законом, а не путем выборов, вопроса членства в Академии наук, градации членов Академии на членов-корреспондентов и академиков. Положение о возможности лишения академического звания и исключения из членов РАН не согласуется с положениями ст. 9 проекта о присвоении звания академика пожизненно.
Представленный проект содержит ряд отсылочных норм не только к федеральным законам, но и к иным нормативно-правовым актам. Тем самым закладывается неопределенность в вопросах взаимоотношения РАН с органами государства. Такая неопределенность отрицательно скажется на одну из фундаментальных функций Академии – быть независимой экспертной организацией.
Принципиальный вопрос правового статуса аппарата РАН – это механизм взаимодействия аппарата с президиумом и президентом Академии наук. Предлагается, что аппарат будет независим как от РАН в целом, так и от президиума, поскольку учреждается Правительством РФ и возглавляется руководителем, назначенным Правительством РФ. Компетенция аппарата РАН, его структура будут закреплены в утверждаемом Правительством РФ (как учредителем аппарата) уставе этого учреждения.
В законопроекте предполагается, что президиум Академии наук утверждает регламент взаимодействия РАН с аппаратом. Остается неясным, кто разрабатывает этот регламент – РАН или Правительство РФ? И как будут регулироваться возможные разногласия.
Кроме того, из законопроекта остается неясным правовое положение научных организаций, подведомственных РАН. Сохранится ли их подведомственность и академический статус? Находящиеся территориально далеко от центральной части РАН, региональные отделения вообще не смогут нормально функционировать, не будучи юридическими лицами.
Недопустимой является поспешность в представлении законопроекта по жизненно важному вопросу для российского государства, а также отсутствие его всестороннего обсуждения со стороны научной общественности.