1 июля 2013 года состоялся брифинг депутата Государственной думы, Первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой. В ходе брифинга были проанализированы основные направления бюджетной политики РФ на 2014-2016 годы:
– В очередной раз перед бюджетом не ставится реальных задач: ни ускорения экономического роста, ни структурной перестройки экономики, ни задачи инновационного сдвига, ни решения социальных проблем. В очередной раз доходы бюджета занижаются. В очередной раз продолжается порочная практика, когда мы не только складируем наши нефтедоллары в Резервном фонде и вкладываем их в чужую экономику, но и еще и берем на эту операцию деньги в долг.
Это, пожалуй, первый бюджет, в котором в настолько откровенном, неприкрытом виде запланировано сокращение социальных расходов и увеличение расходов в совершенно сопоставимом виде на бюрократический аппарат и правоохранительные, прокурорские и судейские функции.
С самого начала полным рублем заложено большое увеличение финансирования федеральным гражданским служащим. Новые расходные обязательства планируются также преимущественно на оплату труда госслужащих – в скромном варианте для этого предполагается выделение 45 млрд. руб. ежегодно, начиная с 2014 года, т.е. всего 135 млрд. руб. По Указу Президента, в соответствии с которым отдельно финансируется аппарат Правительства и Администрации Президента, закладывается дополнительно 6 млрд. руб. ежегодно. При том, что заработные платы средних клерков в Аппарате Правительства уже превышают зарплаты депутатов Государственной думы. Увеличение расходов на денежное содержание прокурорских работников предполагается на те же 60 млрд. руб., также с 2014 года, по 20 млрд. руб. ежегодно. А увеличение расходов на выполнение Указов Президента на повышение зарплаты бюджетникам в области здравоохранения и образования запланировано лишь в 2016 году и всего на 60 млрд. руб. Еще один хороший пример расстановки приоритетов – в 2014 году для предоставления жилья детям-сиротам выделяется 0,3 млрд.рублей. А на иждивенцев умерших судей, причем, не только при исполнении, а даже детям и нетрудоспособным родственникам судей в отставке, выделяется из бюджета такая же сумма – 0,3 млрд. рублей.
Часть вопросов в бюджете еще не согласована, не решены проблемы финансирования научно-педагогических кадров, научно-технологического комплекса, инновационные расходы. Решать их предлагается за счет экономии средств бюджета, а экономить планируется на следующем. Предлагается сократить межбюджетные трансферты Пенсионному фонду, Соцстраху и Медстраху на 470 млрд. руб. Предлагается неосновному персоналу учреждений образования не индексировать заработную плату. Экономить планируется и за счет профессорско-преподавательского состава ВУЗов, потому что закладывается увеличение соотношения численности студентов на одного преподавателя и увеличения нагрузки.
Экономить будут на пенсионерах: заложена отмена корректировки размера страховой части пенсии работающим пенсионерам, индексация страховой части пенсии остальным планируется лишь на уровне инфляция +2%. Планируется прекращение финансирования из бюджета медицинских учреждений федерального уровня – их передадут в Фонд медицинского страхования, что повлечет за собой тут же отмену квот на дорогостоящие виды медицинских услуг и сделает недоступными для простых граждан дорогостоящие операции и процедуры.
В целом же, основные приоритеты и задачи бюджета, планируемого к исполнению в 2014-2016 годы, можно охарактеризовать как прокурорско-бюрократические.