О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Фронт реформ

Статья Алексея Чепы в газете "РБК daily"

20 июня 2013

 см. также ↓

Заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе, заместитель председателя комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Алексей Чепа выступил со статьей, посвященной реформированию вооруженных сил РФ, на страницах газеты "РБК daily".

В последние годы в России полным ходом шла военная реформа. Высшим руководством государства был задан вектор движения в этом направлении.

Ни для кого не секрет, что в армии и обществе накопилась масса нареканий к форме и методам реформирования. К прежним начальникам военного ведомства остается огромное количество вопросов о рациональности использования выделенных средств.

Сегодня стало совершенно очевидно, что правительство не дотягивает до высокой планки, которую задал Президент в своих майских указах прошлого года. Такое словосочетание, как "нерешенные проблемы Российской армии", по-прежнему остается клише как в прессе, так и в умах населения и самих военнослужащих.

Очевидно, что на уровне главных исполнителей были допущены небрежность и равнодушие в отношении военных людей, коллективов, организаций, институтов и учреждений. Попраны многовековые традиции русской армии. Уровень компетенции бывших руководителей ряда подразделений Министерства обороны вообще неловко обсуждать в присутствии офицеров и генералов.

Отрадно видеть, что в начале 2013 года под руководством министра обороны Сергея Шойгу впервые был подготовлен и представлен Президенту подробный план обороны страны, который в народе уже окрестили "планом Шойгу", где учтены все программы, связанные с национальной обороной, стратегические перспективы на десятилетия вперед, план перевооружения.

Однако сегодня в военном ведомстве существует несколько системных проблем, разрешить которые необходимо в первую очередь.

Один из самых острых вопросов, доставшихся в наследство Шойгу, – это вопрос прозрачности госзаказа, сотрудничества военных и ОПК. Эксперты признают, что прозрачность госзакупок в последние годы заметно снизилась и недавние скандалы с оборонзаказом показали только верхушку айсберга. В 2011 – 2012 годах гособоронзаказ едва не оказался под угрозой срыва из-за ценовых разногласий. Сергей Шойгу заявлял, что проблема в том, что все это время министерство вынуждено было отчитываться по затратам, в то время как его задачей является формирование заказа на количество и качество вооружений. Мы приветствуем идею вывести подробную бухгалтерию из сферы ответственности военного ведомства. Выходом из этой ситуации может стать передача расчета стоимости госзаказа другим ведомствам, будь то военно-промышленная комиссия или, как предлагают некоторые эксперты, Федеральная служба по тарифам, Минфин или Минэкономразвития.

Нельзя забывать, что фактически в нашей стране один покупатель вооружения – государство. Производитель боевой техники, как правило, тоже госпредприятие и тоже один. Здесь нет рынка. Зато здесь есть множество посредников и мошенников, которые вьются как мухи вокруг государственных денег в поисках схем, как поживиться за счет госпредприятий.

Анализ особенностей размещения оборонного заказа показывает, что наиболее результативным способом может стать проведение конкурентных переговоров в соответствии с международными стандартами. Данный опыт эффективно применяется в США, Германии, Италии и других странах. В России указанный способ закупок применяется государственными корпорациями для обеспечения собственных нужд.

Закрепление такого подхода на законодательном уровне даст возможность создать правовые основы непосредственного участия интегрированных структур в процессах размещения и выполнения оборонного заказа. Более того, это позволит повысить обоснованность отбора наилучших предложений по критерию "эффективность (качество) – стоимость – реализуемость", а также получать по результатам конкурентных переговоров наилучшие предложения по цене, качеству и срокам.

Второй стратегический вопрос – аутсорсинг в Российской армии. "Оптимизаторы" Российской армии постарались избавить военных от всех якобы несвойственных им функций – хозяйственных, бытовых и прочих. Для этого был использован очень логичный и разумный довод о минимизации отрыва от боевой учебы. Конечно, учитывая срок по призыву в 12 месяцев, – это кажется единственным способом сделать из новобранца подготовленного бойца. Правильно ли мы поступили, позволив отлучить солдата от кухни? Запретив самостоятельно следить за территорией военной части, техникой, одеждой? Это большой вопрос. Что будет делать наша мобильная бригада при высадке в полевых условиях на враждебной территории? Без гражданских специалистов личный состав не сможет устранить элементарную неисправность техники. Что о раненых, так, по задумке Сердюкова, наверное, карета скорой помощи по вызову должна была приезжать к бойцам на поле боя. Военную медицину он собирался искоренить как институт. Уверен, многое здесь нужно пересмотреть в сторону российско-советских традиций автономного существования армии.

Третья, не менее важная проблема – военное образование. Решение Сергея Шойгу о сохранении ряда старейших военных учебных заведений, в том числе и Военной академии воздушно-космической обороны им. Г.К. Жукова (г. Тверь), не только сохранили от разрушения школу подготовки кадров с высшим военным образованием для воздушно-космической обороны, но и укрепили доверие офицерского состава к шагам, предпринимаемым новым министром, по реформированию Вооруженных сил. Однако необходимо скрупулезно искоренять решения команды Анатолия Сердюкова. На примере Жуковки понятно, что зачищать последствия нужно от первой до последней бумажки, поскольку до сих пор не отменены распоряжения правительства о ликвидации академии.

Полгода – очень короткий срок для такой масштабной работы по исправлению "ошибок Сердюкова", которая предстоит Шойгу и его соратникам. Мы все должны оказать всемерную поддержку новому руководству. Популярность министра в армии дала время на раскачку, но любая популярность должна подкрепляться реальными шагами.

По материалам источников: РБК daily

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International