Валерий Черешнев о значении наследия Владимира Вернадского и проблемах отечественной науки
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 11 июня от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Черешнев:
– Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, глубокоуважаемые коллеги! Прежде всего, хочу сказать еще раз огромное спасибо за высокую правительственную награду. (В.А. Черешнев награжден указом Президента за большой вклад в развитие российского парламентаризма Прим.) Воспринимаю ее как аванс. И, конечно, с большой гордостью и с большой радостью хочу сказать: служу России!
Все это происходит, тем более знаменательно, что в канун Дня России. И по сложившейся в последние 10 лет традиции завтра в Кремле мы вновь станем свидетелями вручения государственных премий Президентом страны выдающимся российским ученым и деятелям культуры. Этот праздник принимает еще и международное значение, хотя он сам по себе, конечно, имеет международное значение в связи с тем, что ЮНЕСКО в знак особого уважения к российской науке объявила 2013 год Годом академика Владимира Ивановича Вернадского. И сегодня весь мир отмечает 150-летие со дня его рождения, которое мы отметили 12 марта, но это будет продолжаться в течение всего года.
Вернадского сегодня называют Леонардо да Винчи XX века. Выдающийся, гениальный ученый. Почему? Потому что все 82 года своей жизни, а он умер 6 января 1945 года в Москве, не дожив пять месяцев до Дня Победы, которую он спрогнозировал в конце июня 1941 года, но не сложилось... И я хочу отметить три ипостаси Вернадского, которые сегодня созвучны нашему времени, и которые привлекают внимание исследователей. Первое, это выдающийся ученый в сфере геологии, геохимии, он основатель геохимии, радиогеологии, в свете минералогии, философии и истории, и считается ученым-энциклопедистом XX века.
Второе, он великолепный организатор. Он создал десятки, не один-два, а десятки научных, производственных и школьных учреждений. Что это? Первое. Он создал КЕПС – Комиссию по изучению естественных производительных сил России. Это было в 1915 году. И сделал он это сам при Российской академии наук. Причем, из этой КЕПС выделились потом 20 институтов Академии наук. Один из этих институтов – Институт радия – в 1910 году он возглавил сам и был директором около 30 лет. Он создал Крымский университет в Симферополе и был первым ректором этого университета. Он организовал Украинскую академию наук и был первым президентом Украинской академии наук. Он создал учение о ноосфере, разумной сфере. И эта концепция сегодня получает наибольшее звучание в научном мире.
И третье. Он, конечно, был выдающимся общественным и государственным деятелем. Он избирался, начиная с 1906 года, во все четыре состава Государственной Думы, в ее верхнюю палату, тогда это называлось Госсоветом, от Тамбовской области. И до 1919 года был членом ЦК Партии кадетов, конституционных демократов. И во Временном правительстве исполнял должность заместителя министра народного просвещения и очень много сделал для просвещения и науки в нашей стране.
И сегодня привлекает то, что в его учении обозначается "этосом Вернадского", то есть доминантный взгляд на развитие мира. Я хочу подчеркнуть, именно мира, потому что сейчас, вопреки многим концепциям на Западе, именно Вернадский считается основателем концепции глобализации, как единственного метода и теории планетарного изучения мира. Он первый ввел это понятие – планетное значение науки. Он писал, что человек в наше время наконец-то осознал себя планетарным явлением, что он живет не один, а на планете Земля, и поэтому нужно воспринимать все в совершенно новом аспекте. Каждый гражданин должен воспринимать себя не через призму индивидуальности, семьи и рода только, не через город и союз годов, а мыслить себя планетарным явлением. Причем Вернадский неоднократно отмечал, что наука, мысль, научное познание – это самодостаточные, очень хрупкие и изящные явления, и вмешиваться в них никак нельзя, и никакого, как он писал, партийного руководства. Почему? Потому что все это, повторяю, самодостаточное и имеет отношение к каждому гражданину, к каждому человеку. И говоря о высшей школе и о науке, он говорил, что наука пронизывает все триединство исследования, образование и просвещение.
И более того, вот его новаторская мысль, о которой мы сегодня дискутируем и спорим, он говорит, что высшая школа не может считаться высшей школой, пока она не выйдет из рамок школы и не станет центром научных исследований, не станет центром, генерирующим свободные народные научные мысли.
И он говорил, что структура научного подразделения, структура высшей школы, структура самой Академии наук – это причина познавательного процесса, а никаких политических доктрин и влияний. И это зависит не от политики, а, прежде всего, зависит от той культурной атмосферы научной среды, которая должна быть на высшем уровне. А среда эта тонкая, изящная, вмешиваться в нее, перестраивать, изменять – очень и очень опасно, получим совершенно противоположный эффект, это всегда было, и при Вернадском. Это сегодня особенно ясно, когда главным получателем фундаментальных знаний становится Российская академия наук. Поэтому так пристально и смотрели сегодня, две недели назад, за выборами в Академию наук. Вы знаете, избран новый президент Владимир Евгеньевич Фортов и обозначена новая стратегия развития фундаментальной науки в стране, это от эпохи выживания к эпохе развития. И Академия ставит перед собой задачу вновь стать главным прогностическим органом страны, вновь добывать интенсивно фундаментальные знания, чтобы можно было их трансформировать в наукоемкие технологии.
Сейчас у нас идет заседание Думы, и в 10 часов началось параллельно с нами первое заседание нового президиума Российской академии наук. И они все знают, как ждут многого от этого состава, который на 50 процентов обновлен. Они все знают, что на общем выборном собрании звучали голоса, особенно молодых исследователей, что создайте оптимальные условия для научной работы и молодым, и зрелым исследователям. Создайте нам возможность, говорили молодые, работать по системе 7-24, это международная система и она широко популярна у молодых ученых. Что это такое? Это работать семь дней по 24 часа в сутки. Вот такой подход сегодня у молодых ученых Академии наук. И мы понимаем, конечно же, что нужна новая инновационная парадигма. Нужда новая стратегия инновационного развития страны. Почему? Потому что должен быть вовлечен бизнес, без этого будет пробуксовка. В разных странах системы созданы, в разных странах они работают по-разному. Если мы привлечем бизнес, тогда будет востребована и наука. И на общем собрании говорилось не только о перспективах, о том, что надо, что будет. Говорилось и о проблемах, поскольку фундаментальная наука сегодня заточена только в Академии наук, и она передает фундаментальные знания: прикладной, оборонной, вузовской и корпоративной науке, но этого тоже мало.
И я говорю о том, что вот мы будем принимать на следующей неделе с вами изменения в Закон 121975-6 "О добавлениях в Закон "Об образовании", в связи с принятием этого нового закона и изменением ряда статей Закона "О науке и государственной научно-технической политике". И хочу обратить ваше внимание на три момента. Это оплата научных сотрудников. Академия наук и профсоюзы просят оставить надбавки за научную степень кандидата и доктора наук отдельно, не включать их в базовый. Чтобы молодые ученые четко знали: а какова материальная компенсация защиты кандидатской и докторской диссертации.
Второе. Изменение системы аттестации. Конечно, мы можем обойтись косметическими воздействиями и ВАК не реформировать, но так и останется воз и ныне там. Главное решить вопрос принципиально. Вывести его из состава Министерства образования и науки. Сделать свободным на уровне агентства, министерства, как это было в 70-80 годы. И во главе, конечно, выдающийся ученый, авторитет, который и позволяет объективно оценивать любую аттестацию. Уважаемые коллеги, конечно, мы можем много говорить о проблемах науки. И поправки, которые мы внесли, их более двадцати, рассматриваются, что-то принимается, что-то отказывается. Но я хочу сказать, что наука и образование, как говорил Вернадский, едины, они оба служат общественному и государственному процессу. И Вернадский не случайно говорил: "Несмотря ни на какие усилия, пока профессора занимаются наукой, Министерство образования не сделает из них подчиненных слуг". И удивляешься гениальности наших ученых. Лев Николаевич Толстой писал, что у выдающихся людей должна быть только одна дата дата рождения, потому что они уходят от нас не в прошлое, а в будущее.