Андрей Крутов: Переговоры по вопросам энергетики между Россией и ЕС не должны сопровождаться политическим давлением на бизнес-сообщество
см. также ↓В Брюсселе 29 мая состоялось второе заседание Межпарламентской рабочей группы по энергетике Россия-ЕС, участники которого отмечали важность развития дальнейшего сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Член Межпарламентской рабочей группы по энергетике Россия-ЕС, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, член комитета по энергетике, Андрей Крутов рассказал об итогах заседания:
– В ходе заседания его участниками выражалась обеспокоенность в связи с существованием определенных противоречий в сфере энергетики между Россией и Евросоюзом. В первую очередь, это связано с так называемым Третьим энергетическим пакетом ЕС, принятым в сентябре 2009 года и фактически запрещающим компаниям одновременно продавать и транспортировать газ и электроэнергию. В результате, российские поставщики энергоресурсов должны либо продать свои транспортные сети, либо передать их в управление независимым операторам. Не возражая против Третьего энергопакета в целом, Россия, однако, выступает за пересмотр тех его положений, которые ущемляют наши интересы и противоречат базовому соглашению о партнерстве и сотрудничестве, а также двусторонним соглашениям о защите капиталовложений.
Участники заседания согласились с правомерностью учета ранее заключенных международных правовых актов и контрактов, в том числе международных соглашений между РФ и рядом стран-членов ЕС о поощрении и взаимной защите капиталовложений и соглашения о партнерстве и сотрудничестве межу Россией и Евросоюзом при применении Третьего энергопакета. А решением противоречий, вызванных Третьим энергопакетом, могло бы стать заключение отдельного соглашения между РФ и ЕС, регулирующего режим работы трансграничных газопроводов и определяющего механизмы поддержки реализуемых с участием инвесторов из РФ и ЕС проектов по строительству трансграничной энергетической инфраструктуры. В связи с этим Еврокомиссии предлагается внимательно изучить переданные в ЕС в феврале 2011 года и декабре 2012 года российские предложения по данному вопросу. Эти предложения могут быть взяты за основу при дальнейшей работе по имплементации Третьего энергопакета.
На заседании также отмечалось, что помимо проблем для российских поставщиков энергоресурсов, применение Третьего энергопакета создает и определенные трудности для европейских компаний и потребителей.
В ходе обсуждения было подтверждено право России и стран-членов ЕС самостоятельно выбирать структуру своего энергобаланса с учетом взятых на себя обязательств, в том числе по охране окружающей среды. При этом участники заседания полагают, что базой энергобезопасности России и ЕС в ближайшей перспективе останутся традиционные источники сырья и, в первую очередь, газ. А ожидания высокой отдачи в Европе от внедрения возобновляемых источников энергии в полной мере себя не оправдали. Определенная обеспокоенность в части соблюдения экологической безопасности существует в связи с планами разработки сланцевых газов на территории густонаселенной Европы. Необходима независимая экологическая и медицинская экспертиза с целью определения возможных последствий от разработки месторождений сланцевого газа. Растущее использование угля в электрогенерации в контексте сформулированных ЕС экологических целей энергетической политики также вызывало обеспокоенность участников заседания. Особое внимание было обращено на важность обеспечения экологической безопасности при прокладке новых газовых маршрутов, особенно через морские акватории, учета мнения представителей научного сообщества, населения и правительств сопредельных прибрежных государств.
В преддверии саммита Россия-ЕС, который будет проходить 3-4 июня в Екатеринбурге, руководству России и Евросоюзу предлагается исключить из переговорного процесса по вопросам энергетике случаи политического давления на бизнес-сообщество, использования двойных стандартов и ущемления экономических интересов хозяйствующих субъектов. Основными критериями эффективности энергосотрудничества и реализации энергопроектов должны быть предсказуемость, надежность поставок, соотношение их цены и качества. А при решении вопросов диверсификации поставок энергоресурсов важным является предоставление равных прав всем имеющимся проектам, в том числе с участием российских инвесторов.
Участники заседания призывают руководство России и ЕС к более тесному сотрудничеству по перспективному объединению энергосистем. Заключение соглашения между РФ, Республикой Беларусь и Евросоюзом о совместной работе ЕЭС России и энергетических систем Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в синхронном режиме они рассматривают как первый шаг к такому объединению.