Члены фракции "СР" в ГД задали вопросы министру регионального развития Игорю Слюняеву
см. также ↓24 мая в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" выступили министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр Филиппенко. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Татьяна Москалькова, Андрей Руденко и Андрей Озеров. Также от фракции "СР" выступила Галина Хованская. Предлагаем выдержки из стенограммы.
Вопросы от фракции и ответы министра:
Татьяна Москалькова:
– Уважаемый Игорь Николаевич! У меня будет вопрос по приграничному сотрудничеству. Сегодня приграничное сотрудничество осуществляется в 48 субъектах, 37 из них имеют сухопутную границу с 14 государствами. Причем большинство этих регионов являются или депрессивными, или экономически недостаточно освоенными. Но совершенно уникальное место среди них занимает Дальневосточный регион. К сожалению, несмотря на то, что мы создали мощную международную правовую базу СНГ в 2000-х годах, она так и не получила имплементацию в национальное законодательство. Три захода было с крупномасштабными законодательными актами о приграничном сотрудничестве. Последний принят в первом чтении в 2010 году и до сих пор не принят во втором. Что делает ваше министерство для создания правовой базы по приграничному сотрудничеству?Игорь Слюняев:
– Спасибо, Татьяна Николаевна, за вопрос. Во-первых, каждая стратегия социально-экономического развития федеральных округов включает в себя создание условий для комфортного проживания людей.
Во-вторых, мы успешно реализуем программу "Соотечественники" и сделали ее бессрочной. Я приводил цифры. 126 тысяч человек переехало из ближнего зарубежья в Россию.
В-третьих, мы готов схему расселения. Ведь когда-то в Советском Союзе она была реализована в большей степени административно. Сегодня мы можем только создавать условия для компактного размещения людей и производственных сил там, где это необходимо в интересах страны.
Поэтому все, чем занимается Минрегион России – это формирование условий. И я считаю, что у нас неплохо получается. Посмотрите на динамику. 126 тысяч за три года и по 50 тысяч ежегодно. Конечно, мало с учетом того, что 20 миллионов соотечественников проживает сегодня за рубежом. Но мы в начале пути и неплохо его прошли.
Андрей Руденко:
– Уважаемый Игорь Николаевич, одним из направлений, реализуемых вашим министерством, являются вопросы жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства России.
Следует отметить, что в настоящий момент не без участия министерства на наших граждан легло бремя финансирования капитального ремонта домов, что значительно увеличило нагрузку на семейные бюджеты. Опять же не без участия вашего министерства вводится обязательное саморегулирование, которое предполагается распространить на собственников жилья ТСЖ и в том числе на жилищные кооперативы. Поборы в СРО увеличат нагрузку на бюджеты россиян, в первую очередь, значительно опустошат кошельки малоимущих граждан.
Не считаете ли вы, что данные действия на фоне роста услуг ЖКХ, введение платы за капитальный ремонт ведут к ликвидации ТСЖ и ЖСК, что приведет к уничтожению, собственно, жилищного самоуправления в России, а ужесточение финансовой нагрузки на наших граждан приведет к многочисленным общественным возмещениям платежам?
Как пример приведу вам следующее: Правительство увеличило страховые взносы с индивидуальных предпринимателей, и после этого ликвидировалось до 500 тысяч предпринимателей.
Игорь Слюняев:
– Спасибо, Андрей Викторович.
На самом деле мы с большим опасением изучали опыт субъектов Федерации, где уже успешно работает программа капитального ремонта жилых домов. Она, кстати, вступит в действие с 1 января 2014 года. Более того, мы впервые подошли комплексно к проблемам совместно с Госстроем и Фондом содействия реформированию ЖКХ. Мы готовили не только закон о капитальных ремонтах, но у нас четкое понимание по всем подзаконным актам, в том числе, и ведомственным актам. Программа успешно реализуется в шести субъектах Федерации: Башкортостан, Татарстан, Ярославской Белгородской областях. И альтернативы другой сегодня нет, потому что ветшает и выбывает жилой фонд, выбывают основные фонды. Без привлечения средств граждан нам эту проблему не решить, но эти средства дополняют региональные бюджеты, федеральные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления.
Что касается программы капитальных ремонтов. Мной создана рабочая группа, которая нацелена на формирование адекватных условий для рынка. Я приглашаю вас в состав этой рабочей группы, приходите, высказывайте свои опасения. Будем обсуждать, вместе считать.
Поверьте мне, что каждый законопроект, связанный с капитальным ремонтом жилого фонда, проходит многократные чистилища, в том числе, профильных комитетов Госдумы, идет постоянная бесконечная дискуссия. Поэтому принимайте участие, дабы застраховать всех нас от ошибок.
Но успешный опыт существует в отношении жилищно-накопительных кооперативов. Мы изучали, таких кооперативов было более 40, сейчас тенденция на снижение, но есть очень успешный опыт в Белгородской области. Начинали в кризисном 2008 году, первый состав участников – 100, человек, сегодня – 4000 членов ЖНК, из них тысяча или около того уже получили жилье. Успешный, хороший пример. Мы его попробуем распространять в масштабах Российской Федерации.
Андрей Озеров:
– Уважаемый Игорь Николаевич, в своем докладе вы мало уделили внимания регулированию тарифов в сфере ЖКХ, в то время как Президент Путин по итогам совещания в феврале 2013 года дал поручение Правительству определить размер платежей для граждан за услуги ЖКХ не выше 6 процентов в год.
Но мы прекрасно знаем, что 15 июля 2013 года увеличатся тарифы на газ – на 15 процентов, электроэнергию – на 10, которые однозначно приведут к росту прямых затрат, но, самое главное, к росту косвенных затрат при расчете тарифов за ЖКХ и могут оказаться очень существенными и однозначно приведут к росту коммунальных платежей.
Какие методические рекомендации по расчету тарифов будут направлены в регионы для того, чтобы выполнить поручение главы государства по сдерживанию роста тарифов ЖКХ на уровне 6 процентов?
Игорь Слюняев:
– Спасибо, Андрей Александрович, за вопрос.
Дело в том, что надо понять полномочия и терминологию. Есть бюджетно-тарифные решения, это предельный уровень тарифа на тепло, на электроэнергию, на газ и так далее, это полномочие Федеральной службы по тарифам. Причем, предельный уровень дает Федеральная служба по тарифам, а конкретные бюджетно-тарифные решения принимает субъект Федерации. Более того, если у субъекта Федерации есть программа комплексного развития наружных инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, у субъекта есть право превысить этот предельный уровень тарифа. Более того, мы на федеральном уровне стали, для того чтобы привлекать инвестиции, устанавливать тарифы на три, а в перспективе на пять лет. Порядок надо наводить на уровне субъекта Федерации.
Мы выполнили поручение Президента, и рост совокупного платежа сегодня не превышает шесть процентов, хотя у меня есть прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года, честно говоря, я выступал по этой теме многократно, и на совещаниях, ситуация не очень хорошая. Мы, с одной стороны, перекладываем все обязательства по росту тарифов на людей, на потребителей, с другой стороны, у нас практически нет требований к ресурсоснабжающим организациям. Пусть сокращают плановые потери, плановые накопления, накладные расходы, потери теплоносителей и так далее. Это чрезвычайно важно, без этого порядка не навести. И по этой теме сегодня работает экспертное сообщество, в том числе депутаты Госдумы. Вот Елена Леонидовна Николаева (Первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству – прим.) в этой теме разбирается, может, даже лучше, чем министр регионального развития. Приглашаю вас к работе для наведения порядка.
Выступление Галины Хованской:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, я обращаюсь ко всем коллегам из исполнительной власти и к своим коллегам из депутатского корпуса.
Серьезнейшая проблема, но так как всего четыре с половиной минуты, говорю тезисно о том, что, как мне представляется, нужно еще сделать.
Продлили приватизацию. Да, население это встретило очень хорошо, но нам надо завершить этот процесс.
Нужно завершить эту тему и решить проблему приватизации жилья бессрочно для тех, кто стоит в очереди на социальное жилье и не по своей вине не может его получить в течение 20 с лишним лет, и для детей-сирот. Я имею в виду не только всех очередников, но и военнослужащих тоже. Тема номер один.
Тема номер два. Обеспечение участников Великой Отечественной войны. Да, заниженная стоимость квадратного метра, об этом говорилось. Но есть еще одна несправедливость, которую мы должны устранить, это при переезде из одного региона в другой, где и существует ценз проживания, не обеспечивают этого человека жильем, этого инвалида, этого ветерана. Значит, пусть хотя бы дадут сертификат по старому месту жительства, может быть, даже по заниженной стоимости квадратного метра, но он должен свое право реализовать. И вообще все, кто до указа Президента переехал, на них не должен распространяться вот этот ценз оседлости.
Мы решили не только проблему приватизации, но и внесли закон о деприватизации жилья, который сейчас становится актуальным в связи с дополнительной нагрузкой на семьи нищих собственников жилья. Этот класс мы, к сожалению, создали в процессе приватизации.
Идет активнейшая работа по некоммерческому найму жилья, но это введение нового института, это целый пул законопроектов. Минрегион активно включился, работают в нашей группе, здесь претензий нет, но работа колоссальная, призываю всех присоединиться и участвовать в этом процессе.
Дальше. Строительство социального жилья. Уважаемые коллеги, хватит нам жонглировать миллионами квадратных метров. Давайте жонглировать теми метрами, которыми мы решили проблему обязательств государства, выполненных, перед очередниками на жилье. Хорошо, один богатый человек приобрел еще одну квартиру, дом, ради Бога, я ему желаю удачи, но мы должны выполнять государственные обязательства перед людьми, перед гражданами, в соответствии с Конституцией РФ.
Следующий наш проект будет, когда мы завершим по некоммерческому найму, надо кооперативы сделать кооперативами. Конечно, занимается сейчас Фонд развития жилищного строительства этим направлением, но нужно вспомнить, что такое кооператив. И этот законопроект у нас тоже сейчас будет разработан.
Следующее – аварийное жилье. Условия софинансирования, об этом даже говорил Президент, я не буду повторяться, они такие, что они нереальны для дотационных регионов. Ну что мы сами себя обманываем, играем в эту игру?
И потом еще одна несправедливость. При переселении очередников давайте один раз решим эту проблему. Ну что же мы людей-очередников, перед которыми остаются обязательства, переселяем в равнозначное жилье по квадратным метрам из коммуналки в коммуналку? Нужно все-таки эту проблему решить по-человечески, один раз и навсегда.
Капитальный ремонт. Нельзя прекращать финансирование капитального ремонта. У меня претензия к Правительству: мы обращались от Государственной Думы о том, чтобы выделить дополнительное финансирование в Фонд содействия реформированию ЖКХ на цели капитального ремонта. Никакой реакции Правительства мы на сегодняшний день не имеем. С этим мы согласиться никак не можем.
Принят закон по капитальному ремонту – две схемы. Надо сделать эти схемы действительно равнозначными, равноценными, потому что сегодня идет лоббирование схемы общего котла, которая, в общем-то, работает в целом ряде регионов. Но в этих регионах руководство думает, что они знают лучше собственника, что они за собственника все решат и они вот таким образом лоббируют этот вариант.
Но у нас есть полно собственников ответственных за свое жилье и поэтому эту схему нужно делать действительно равноправной и подводные камни из этого закона убрать: по принятию решений, ограничению региональных банков, по открытию счетов управляющим организациям и др. Все это надуманные ограничения, которые действительно мешают этому процессу. Вы знаете, огромный портфель законопроектов уже не закрывается в нашем комитете. Я напоминаю, что нужно прекратить банкротство ТСЖ и ЖСК. Законодательная инициатива по этому поводу внесена.
Нужно выполнить решение Конституционного Суда об обращении взыскания на жилье, которое взимается сверх всяких норм...
У нас совершенно не будет работать закон 261-й, если регионы не предусмотрят в своих бюджетах помощь малоимущим семьям. Уважаемые коллеги, я вам хочу пожелать плодотворной работы. А она у нас с вами идет в конструктивном русле. И я хочу, чтобы эта работа носила длительный характер, чтобы прекратилась кадровая чехарда в вашем министерстве. Потому что нам нужно строить долгосрочные, взаимовыгодные и плодотворные отношения. Спасибо вам большое за внимание.