Александр Агеев: Кратковременный эффект от экономии на объединении "сильных" и "слабых" школ обойдется "слишком дорого"
см. также ↓Депутат Госдумы, Председатель Московского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Агеев уверен: объединение "сильных" и "слабых" школ в Москве обойдется "слишком дорого" для образования:
– Второй год в Москве происходит массовое объединение школ и детских садов. Столичные власти, объясняя мотивы повальной реструктуризации, используют аргументы с явным налетом лукавства и абсурда. Общественность уже дала свою оценку реформе столичного образования, назвав ее ошибочной и вредной. Но сами чиновники так не считают. Они уверены, что их опыт пригодится другим регионам. К сожалению, у такой позиции есть основания: региональные системы образования активно "подстраиваются" под федеральный закон "Об образовании" и 83-й федеральный закон о коммерциализации бюджетной сферы. Под угрозой оказалось качество всего российского образования.
Слияние школ в столице приобрело необратимый и показательный характер. Вопрос, почему так происходит, "гасится" утверждением о том, что объединение инициируется снизу – самими педагогическими коллективами. Да и инициатива о получении платных услуг, как поясняют чиновники, исходит не "сверху", а из семьи школьника, и не может быть связана с реформами. Однако на практике получается иначе. Вот конкретный пример – ситуация, которая сложилась вокруг прогимназии № 1672 (САО), работающей в режиме "детский сад – начальная школа". В конце 2012 года окружным управлением образования было принято решение о слиянии данной прогимназии с тремя другими школами посредством перепрофилирования в исключительно дошкольное образовательное учреждение.
В результате многочисленных обращений родительского комитета решение о слиянии было приостановлено. Такая реакция была хорошим ответом чиновникам, которые убеждают нас, что объединение – дело добровольное и весьма полезное. Однако в ответ окружное управление образования предприняло обходной маневр, не открыв до сих пор электронную регистрацию в 1 класс прогимназии и создав тем самым искусственный дефицит учеников начальной школы. По сути, речь идет о намеренных действиях по ликвидации полнокомплектного общеобразовательного учреждения, разукомплектации учительского коллектива, известного своими педагогическими традициями. И все это – ради выполнения планов по слиянию образовательных учреждений и оптимизации расходов.
На планы чиновников по фактической ликвидации прогимназии № 1672 я обратил внимание министра правительства Москвы, руководителя столичного Департамента образования Исаака Калины. В депутатском запросе я попросил министра рассмотреть возможность сохранения функционирования прогимназии № 1672 в прежнем режиме, поскольку в противном случае негативные социальные последствия будут очевидны.
Что ответит тот самый Исаак Калина, который шокировал общественность тем, что на круглом столе в "Московском комсомольце" сравнил школьную среду с рассолом для огурцов? "Какой огурец в хороший рассол ни попадет – маленький, большой, свежий, малосольный, – происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками". Именно так Исаак Иосифович объяснил свои эксперименты по объединению учебных заведений.
Ему же, кстати, принадлежит и другое выражение – про "расфасовку детей по коробочкам". Несмотря на яркость чиновничьих метафор, принять их в качестве аргумента невозможно, как и, впрочем, реформу образования в целом. Кратковременный эффект от экономии на объединении "сильных" и "слабых" школ, а также других экспериментов обойдется образованию слишком дорого. И расхлебывать этот "рассол" придется долго и весьма непросто.