На пленарном заседании Госдумы 23 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Горовцов:
– Уважаемые коллеги! Осенью прошлого года при Комитете Государственной Думы по транспорту был создан координационный совет по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в рамках которого в настоящее время работает несколько секций. Я являюсь руководителем одной из них, которая занимается взаимодействием с правоохранительными органами. Отсюда и тема моего выступления – проблемы таможни.
На сегодняшний день перемещение внешнеторговых и транзитных грузопотоков всех видов в России находится в острейшем кризисе. В рейтинге Всемирного банка нам отводят 162 место из 190 стран. Что творится на отечественных пунктах пропуска таможенных общеизвестно. Так в ходе автомобильных перевозок сроки ожидания на границах нередко превращаются в пытку. Людям приходится сутками жить в грузовиках без нормального питания, медицинской помощи и даже сна, поскольку транспорт в них движется в порядке живой очереди. А ведь в ближайшем будущем, уже после вступления России в ВТО и создания совместного с Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза, прогнозируется увеличение грузопотоков на 40 процентов. В 2011 году поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности составили по официальным данным 6,2 триллиона рублей или 54,5 процента федерального бюджета.
Необходимо отметить, что роль таможни в сборах по экспорту не имеет такого определяющего значения, как в обеспечении процедур при оформлении импортных поставок. Во-первых, НДС – это 1,5 триллиона рублей в 2011 году, взимаемых при внешнеторговых поставках товаров, могла бы с успехом, например, администрировать и Федеральная налоговая служба. Далее, во-вторых, 93,3 процента российского экспорта в настоящее время составляют сырье и материалы, поставляемые на постоянной долгосрочной основе в основном нашими предприятиями с государственным участием. В данном случае роль таможни в администрировании экспортных платежей, а это 3,7 триллиона в 2011 году, также не существенно. Таким образом, остаются таможенные пошлины при импорте – это 689 миллиардов рублей в 2011 году. Это составляет около шести процентов доходов федерального бюджета или 3,3 дохода консолидированного бюджета.
По мнению экспертов, основной причиной наметившихся отставаний нашей страны в международной торговле – это сложная неэффективная таможенная система. Это также приводит и к потерям, и снижению конкурентоспособности России на рынке транспортных услуг и обработке транзитных грузопотоков. Действия таможни тормозят экономическое развитие нашей страны – таково мнение, уважаемые коллеги, большинства российских участников внешнеэкономической деятельности. Особенно недовольны таможенные представители малого и среднего бизнеса, которые наиболее беззащитны от чиновничьего произвола. Наши таможенные органы находятся в постоянном состоянии реорганизации, которая во многих случаях осуществляется формально, без учета потребностей рынка, как того требует Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и "дорожная карта" Правительства Российской Федерации совершенствования таможенного администрирования.
Далее. Действия руководства Федеральной таможенной службы России направлены на создание исключительных условий для приближенных компаний, что разрушает рынок и конкуренцию, также вызывает конфликт интересов и затрудняет движение грузов. Например, аффилирование с ФТС: владельцы складов временного хранения заинтересованы в их максимальной загрузке, а оформление грузов может обойтись и без этих складов, уважаемые коллеги. И как итог – проводимая политика руководством ФТС, инвесторы опасаются вкладывать средства в развитие нашей транспортно-логистической инфраструктуры, что приводит, в свою очередь, к снижению ее конкурентоспособности. Наша таможня в ряде случаев без достаточных на то оснований задерживает выпуск или вовсе не выпускает грузы и доводит эти решения об их конфискации. И при этом таможенные органы, их руководители не несут никакой ни материальной, ни персональной ответственности за убытки, которые они необоснованно наносят участникам внешнеэкономической деятельности и экономики страны в целом. О таких перегибах свидетельствует и судебная практика, которая складывается в большинстве случаев не в пользу таможенных органов.
Россия крайне неэффективно использует свой транзитный потенциал, который по некоторым оценкам в настоящее время составляет около 850 миллиардов долларов США в год. Развитие транзитного нашего потенциала – это один из основных элементов избавления нашей страны от сырьевой зависимости. Вместе с тем, как показывают исследования, нынешнее положение дел в этой стратегической сфере российской экономики крайне неудовлетворительное. Нами плохо используется даже существующая транспортная инфраструктура. Задержка транзитных грузов на таможенном контроле в настоящее время достигает семи суток. Столько же груз идет от Владивостока до Бреста. Ответственность за сложившееся положение вещей, прежде всего, несет Федеральная таможенная служба и ее руководство, которому были созданы все условия для организации эффективной работы. За последние годы в таможенной нише России сложилась нелепая и потенциально коррупционная ситуация. В ней правит бал собственно некая связка, которая состоит из собственно Федеральной таможенной службы и созданного при ней же холдинга ФГУП "РОСТЭК", чисто коммерческой структуры, в статусе которой, кстати говоря, не постеснялись прямо указать, что она находится в ведении ФТС России.
В итоге мы получили школьный пример сращивания интересов госчиновников с избранными ими же коммерсантами. Кстати, последним обеспечивалось и обеспечивается полное господство в своей нише, извлечение сверхдоходов и уничтожение конкурентов. Не секрет также, что в подобных случаях чиновники не только крышуют, а нередко именно они и являются их фактическими хозяевами. В мае 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин нам поставил задачу – ликвидация или приватизация ряда государственных унитарных предприятий, которые предлагают коммерческие услуги в области таможенного оформления. Во исполнение этого поручения Президента страны наше Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу соответствующий проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", направленный на установление запрета государственным унитарным организациям осуществлять деятельность в сфере таможенного дела. Тот, кто отслеживает, уважаемые коллеги, судьбу этого законопроекта, может наблюдать, с каким сопротивлением приходится сталкиваться и Правительству Российской Федерации, и депутатам Государственной Думы в попытке отцепить от Федеральной таможенной службы милых их сердцу коммерсантов.
В этой связи полагаю, что необходимо просить соответствующие структуры о тщательной проверке предприятий "РОСТЭКа" на предмет выявления их возможных связей с родственниками и близкими таможенных чиновников. К сожалению, здесь не чувствуется работа транспортной прокуратуры. Более того, уважаемые коллеги, складывается впечатление, что око государево на этом направлении явно замылено. О том, что нуждаются в проверке именно верхние этажи Федеральной таможенной службы, свидетельствует и эпизод, по которому я делал свои депутатские запросы, и о котором неоднократно писала и рассказывала "Независимая газета". В 2011 году сердюковские, скажем так, ребята и девчата из "Оборонсервиса" закупили огромную партию не предусмотренных государственным заказом итальянских бронеавтомобилей, уступающих нашим российским аналогам по всем параметрам. То есть лишили возможного заказа отечественных производителей, но и этого им было мало, они провернули еще операцию по уклонению от уплаты ввозной таможенной пошлины. С этой целью эти господа объявили, что бронеавтомобили предполагается использовать для медицинских целей: на бортах намалевали санитарные кресты, втащили внутрь носилки и готово, завезли в Россию. На мой запрос прокуратура сообщила, что возбуждено уголовное дело и в его рамках будут проверяться действия должностных лиц Министерства обороны и "Оборонсервиса". Но почему-то из-под проверки выведен руководитель ФТС Бельянинов, ведь именно ему носилок и крестов оказалось достаточно для принятия решения о классификации этой техники как медицинской, то есть это льготные позиции и освобождение "Оборонсервиса" от уплаты таможенных платежей на сотни миллионов рублей. И причем непонятная эта любовь к ловкачкам оказалась выше прямого запрета Правительственной комиссии по экономическим связям и интеграции. Уважаемые коллеги, об итогах этого дела я вам еще сообщу.
А сейчас в заключение позвольте уведомить Государственную Думу о своеобразном историческом прецеденте. Как известно, господин Бельянинов на деловые и рабочие контакты с профильным думским Комитетом по транспорту не идет. Более того, позволяет себе возможным не отвечать даже на письменные обращения Председателя Государственной Думы. Некоторое время тому назад в Думе проводились парламентские слушания по таможенным вопросам. Кроме депутатов и представителей различных министерств и ведомств в них участвовало более 150 заинтересованных представителей бизнеса и экспертного сообщества. Участники слушаний констатировали кризисную ситуацию, которая сложилась в сфере таможенных отношений. Но впервые в истории думских слушаний, уважаемые коллеги, в зале не было представителей именно профильного ведомства, Федеральной таможенной службы. Господин Бельянинов упорно продолжает игнорировать нашу представительную власть.