Государственная Дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)". Новый закон преследует цель осуществлять контроль за госзакупками на протяжении всей цепочки – от момента планирования до момента реализации. Его отличие от 94‑ФЗ состоит в том, что новая система должна обеспечить и сделать открытыми, прозрачными планы госструктур по закупкам на ряд лет вперед, четко прописать ответственность за результаты торгов, их аудит и приемку.
Закон оказался сложным: при подготовке законопроекта ко второму чтению на него поступило более тысячи поправок, состоялось несколько десятков открытых заседаний рабочей группы с участием депутатов, представителей ведомств, заинтересованных общественных организаций, прессы. В итоге компромисс между всеми участниками процесса работы над законом (ФАС, Минэкономразвития, администрацией Президента, представителями бизнеса) так и не был найден.
Несмотря на то, что законопроект существенно расширяет способы определения поставщиков товаров или исполнителей госконтрактов, в нем проработаны статьи об антидемпинговых мерах, предусматривается контроль со стороны общественных объединений, у экспертов он вызывает не меньше вопросов, чем 94‑ФЗ.
Так, заместитель председателя комитета ГД по энергетике, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Михеев считает, что в результате реализации нового закона будет потеряна открытость, прозрачность и доступность процедуры проведения госзаказа.
"Законопроект предусматривает, что аукционный перечень (предметы заказа, для которых электронный аукцион – единственный способ закупки) будет пересмотрен в сторону уменьшения, – говорит депутат. – В результате доля размещения заказа через электронные аукционы будет существенно сокращена. Субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам. Также ФКС не вводит новые электронные способы размещения заказа. В результате транзакционные издержки на бумажные отправления значительно повысятся, доступность госзаказа для иногородних участников значительно сократится".
Также Олега Михеева настораживает прописанный в статье 56 минимальный срок подачи заявок – семь дней вне зависимости от начальной максимальной цены контракта. "Учитывая, что законопроект предусматривает право заказчика выбирать способ проведения закупки, заказчик будет иметь возможность объявить миллиардный аукцион в семидневный срок, чтобы "не свои" участники не имели возможности к нему подготовиться и поучаствовать", – говорит парламентарий.
Кроме того, Олег Михеев обращает внимание на то, что согласно статье 40 обеспечение заявок для всех способов закупок становится правом, а не обязанностью заказчика. "Размер обеспечения – до 5 процентов, а для аукционов с начальной ценой не выше 1 миллиона рублей – не более 1 процента. В настоящее время доля закупок до 1 миллиона рублей составляет 60,31 процента. Часто заказчики будут "забывать" использовать этот инструмент, на аукцион без обеспечения будут приходить участники, которым "нечего терять". Результат – сорванные закупки", – уверен депутат.
"В результате принятия данного законопроекта взятый ранее курс на публичность и прозрачность торгов будет кардинально изменен, госзаказ опять станет "закрытым клубом для своих", – резюмирует Олег Михеев.
Критически оценивает новый закон и председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Иван Грачев: "Что нового и хорошего принесет новый закон? Ничего. Что нового он содержит в плане качества? Коэффициентную процедуру: закон гласит, что качество будет оцениваться самим участником и по цене, и по качеству. А как же это будет работать? Опять будет формализованная процедура. Думаю, что это ничем не кончится. Скорее всего, будет придумана новая, более сложная схема для мошенничества. Но результат будет такой же".
Иван Грачев напомнил, почему никого не устраивал старый закон: "На мой взгляд, коррупция благодаря ему больше расцвела, чем была приостановлена. Должен заметить, что в свое время я голосовал против этого закона. Пытался объяснить, что это утопические идеи – перевести все торги в Интернет, на электронные носители, формализовав процедуру. В итоге началось демпингование".
Однако и новый закон вызывает много вопросов, и связано это с тем, что, по мнению Ивана Грачева, "депутаты, которые сидят в юридических комитетах, оторваны от жизни". "Мы ранее предлагали двухпакетную систему, – говорит депутат. – Суть ее такова: вначале комиссия отбирает товар, услугу по качеству; а те, которые отобраны по качеству, могут конкурировать по цене. Подобными методами пользуются во всем мире. Они опробованы. Но пакетная схема, которая проста и понятна – отобрал по качеству, а потом отбор по цене только среди того, что уже отобрано по качеству, так и не принята. Думаю, что жизнь покажет, что работать по новому закону сложно и плохо. Вот тогда снова начнут вносить поправки".
Однако председатель Комитета по энергетике отметил и позитивную составляющую нового закона: "Думается, что с появлением нового закона о госзакупках если не исчезнет, то в значительной степени сократится коррупционная составляющая на господрядах по строительству электрических сетей. Закон должен если не истребить участие чиновников в госзакупках, то в значительной степени ограничить их возможности влиять на всю цепочку государственных закупок. А это значит, что сократится или исчезнет воровство, подлог и другие формы коррупции", – предполагает депутат.
По материалам источников: "Энергетика и промышленность России"