О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме утвердили кандидатуру Эльвиры Набиуллиной на должность главы ЦБ

09 апреля 2013

 см. также ↓

Государственная Дума большинством голосов (360 – "за", 20 – "против", 1 – "воздержался") одобрила кандидатуру Эльвиры Набиуллиной на пост Председателя Центрального банка Российской Федерации. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Михаил Емельянов, Иван Грачев, Валерий Гартунг, выступил Анатолий Аксаков. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступлений.

Михаил Емельянов:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в своем выступлении вы сказали о том, что Центробанк не должен абстрагироваться от проблем занятости и экономического роста. Мы с удовлетворением восприняли это заявление, потому что это новый подход – ваш предшественник таких заявлений не делал. В то же время опять же в выступлении вы продемонстрировали довольно скептический подход по поводу стимулирования экономического роста при помощи валютного курса и довольно осторожный подход к смягчению денежно-кредитной политики. Но если не через валютный курс и не через денежно-кредитную политику, то как Центробанк, по-вашему, должен содействовать экономическому росту? Какие еще инструменты вы видите в стимулировании экономического роста, которые находятся в руках Центробанка?

Эльвира Набиуллина:

– Действительно, повторю, что Центральный банк, на мой взгляд, не может не думать об экономическом росте, принимая решения по тем инструментам, которые находятся в руках Центрального банка. Во-первых, как может стимулировать и работать на экономический рост Центральный банк? Центральный банк отвечает, в том числе и за устойчивость банковской системы, эту устойчивость нужно ценить, потому что банковская система представляет деньги для реального сектора экономики, она должна функционировать устойчиво. Поэтому здесь задача Центрального банка ключевая. Система рефинансирования банков должна, как я уже сказала, развиваться, мы должны расширять спектр инструментов, мы должны и увеличивать доступ банков к этой системе, должна быть конкуренция. Мы должны развивать секьюритизацию, то есть если банки выдают кредиты реальному сектору экономики, под них можно выпускать ценные бумаги, которые Центральный банк будет брать в залог, и таким образом предоставлять ликвидность всей системе. Расширение таких инструментов должно происходить. Снижение инфляции – это все-таки ключевая вещь для инвестиционных проектов. Еще раз скажу: недостаточная, но ключевая. И мы об этой задаче не должны забывать, поэтому Центральный банк, на мой взгляд, должен выполнять те задачи, которые перед ним стоят, и способствовать экономическому росту в целом. Но здесь большая доля ответственности, конечно, лежит на Правительстве и на принятии решений по улучшению делового климата, по стимулированию инвестиций. Спасибо.

Иван Грачев:

– Уважаемая коллега Набиуллина, в свое время в Правительстве вы заблокировали принятие закона "О строительных сберегательных кассах", который был поддержан принципиально Президентом, Центробанком и Минфином. По моим оценкам, в результате примерно 15 миллионов наших граждан не получили квартиры, те, которые могли бы получить. Я спрашиваю вас, как вы будете относиться к Федеральному закону "О строительных сберегательных кассах", придя в Центробанк?

Эльвира Набиуллина:

– Спасибо за вопрос. Действительно, по этому вопросу мы с вами дискутировали. Моя позиция, когда я была министром экономического развития, заключалась в следующем, что нам надо сначала на уровне регионов отработать пилотные проекты по стройсберкассам. Я считаю, что эта форма перспективная. Она имеет свою нишу наряду с ипотекой и другими формами предоставления жилья. И в качестве возможного будущего председателя Центрального банка готова эту тему рассмотреть и проанализировать – что может сделать и банковская система для развития этого вида бизнеса. Но, на мой взгляд, на федеральном уровне мы пока не должны накапливать риски. Лучше отработать на уровне регионов эту систему.

Валерий Гартунг:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы, будучи министром экономического развития, на мой взгляд, не смогли использовать все возможности Правительства для поддержания экономического роста, несмотря на суперблагоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках. Я понимаю, что вы были не первым лицом, и не все от вас зависело, но, если вы получите подтверждение и поддержку в этом зале, то вы будете главой Центробанка, и в ваших руках будут все механизмы, которыми может воспользоваться Центробанк для поддержки экономического роста. Я хочу к вам обратиться с вопросом. Вы, как бывший министр экономического развития, на посту главы Центробанка готовы все возможные ресурсы использовать для поддержки экономического роста в качестве главного приоритета, и прежде всего, это курс рубля и ставка рефинансирования? Ведь во всем мире сегодня идет борьба за рынки, и именно эти инструменты используются в этой конкурентной борьбе.

Эльвира Набиуллина:

– Спасибо. Наверное, как бывший министр экономики, я не могу не думать об экономическом росте. Тем не менее, у Центрального банка есть свои задачи, и, в конечном счете, Центральный банк должен способствовать экономическому росту, но через свой инструментарий. Я уже сказала, что ключевые задачи в этом направлении со стороны Центрального банка: постепенное снижение инфляции для того, чтобы давать предсказуемость экономики, но такое снижение инфляции, которое не давило бы экономический рост; это относительно гибкий валютный курс, который, на мой взгляд, дает больше положительного экономики, чем искусственное ослабление курса. Искусственная привязка курса чревата многими проблемами для реального сектора экономики, если вдруг поменяется внешняя конъюнктура. Мы знаем это и на своем опыте, вспомните конец 90-х годов, и на опыте других стран. Поэтому, на мой взгляд, именно более гибкий валютный курс более благоприятен для реального сектора экономики. И ставка рефинансирования. Мы называем ставку рефинансирования, хотя в основном мы должны смотреть на другие ставки, на всю систему ставок, ее надо развивать, расширять и здесь есть над чем поработать.

Выступление Анатолия Аксакова:

– Уважаемые коллеги, сегодня во время обсуждения кандидатуры Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной звучало очень много предложений по поводу того, что Центральный банк должен активно заниматься стимулированием экономического роста, и очевидно, что проведение более мягкой денежно-кредитной политики, более слабого рубля, будет способствовать экономическому росту. Я уверен в этом – Центральный банк этот инструмент будет использовать в своей политике, просто об этом нельзя громко заявлять, поскольку такие заявления моментально могут сильно повлиять и на качество нашей валюты, и вообще состояние финансового рынка. Но все-таки такие меры имеют краткосрочный эффект, они не могут влиять на долгосрочную экономическую стратегию, долгосрочный экономический рост.

И очень важно, что Центральный банк в лице Эльвиры Сахипзадовны, я ее уже так для себя воспринимаю, заявил о том, что будут расширяться инструментарии рефинансирования кредитных организаций. Это, кстати, будет влиять напрямую на экономический рост, и будет влиять на ставки по кредитам, которые сегодня предлагают наши банки. Сегодня доступ к рефинансированию Центрального банка имеют, в основном, крупные государственные банки и пара частных банков, а, точнее, один иностранный – "ЮниКредит", и один частный, самый крупный частный банк – "Альфа-банк". Остальные банки имеют ограниченный доступ к рефинансированию, а, значит, у нас ограничена конкуренция на рынке. А когда нет справедливой конкуренции, то, соответственно, и ставки по кредитам также для заемщиков являются слишком высокими. Конечно же, на это влияют и другие причины.

Но вот рефинансирование кредитных организаций. И здесь я хотел бы обратить внимание Эльвиры Сахипзадовны на такой тезис, что необязательно крупный банк – устойчивый банк. Многие средние и малые банки являются более устойчивыми, и практика это показала, чем крупные банки. Вспомним "Банк Москвы", "Межпромбанк" и некоторые иные, которые уже, к сожалению, ушли с рынка. Конкуренция – это доступ к рефинансированию. Первый момент.

Второе. Удлинение сроков рефинансирования. В Государственной Думе лежит законопроект о предоставлении права Центральному банку предоставлять более длинные кредиты банкам, кредитным организациям. И я считаю, что такое право у Центрального банка должно быть. Оно необязательно должно быть использовано, но право должно быть, так как этим правом пользуется, скажем, Европейский центральный банк или Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки. Здесь говорили об услугах естественных монополий. Конечно, ЦБ очень трудно бороться с инфляцией, если тарифы на услуги будут постоянно расти.

Вот законопроект, который наша фракция давно предлагала. Смысл его очень простой: тарифы на услуги естественных монополий не должны расти быстрее уровня инфляции, выше уровня инфляции. Это же справедливо. Почему все остальные отрасли – по уровню инфляции, а естественные монополии, которые и так живут лучше, чем остальная экономика, имеют право задирать тарифы выше уровня инфляции (зачастую в два и больше раз).

Следующее. Это операционные издержки, они также, конечно, влияют на стоимость кредитов, которые предоставляют наши банки. И я с интересом услышал в выступлении Эльвиры Сахипзадовны то, что банки будут использовать электронные средства для хранения документов. Соответственно, не надо будет содержать огромные помещения, тратить огромные деньги на бумагу, в конце концов, это и сохранение наших лесных богатств. И если информация будет храниться на электронных носителях, то соответственно, значительно снизятся издержки кредитных организаций, а это в конечном итоге и проценты по кредитам.

Но есть еще некоторые направления, в которых мы могли бы поработать. Например, в прошлом году банки представили в службу финансового мониторинга девять миллионов сообщений об операциях свыше 600 тысяч рублей. Мы знаем, что эти сообщения, в общем-то, использовались неэффективно. Сергей Михайлович Игнатьев громко заявил о том, что полученные средства отмывают, вывозят незаконно. Зачем такой вал информации в службу финансового мониторинга? Давайте определим, что такое сомнительная операция, незаконная операция, и пусть банки представляют вот эту информацию. Так в Европе делают. Почему мы придумали иной, валовой подход, который не эффективен, как показывает жизнь? И расходов будет меньше на осуществление этих операций и, соответственно, будет больше эффективность по борьбе с отмыванием капиталов, полученных преступным путем.

Во время руководства Министерством экономики Эльвира Сахипзадовна реализовала идею оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Я считаю, что можно было и в Центральном банке эту идею реализовать, для того чтобы оценивать инструкции Центрального банка, решения, которые там принимаются, на предмет регулирующего воздействия. Если это приводит к значительным расходам банков, а они, в конце концов, ложатся на плечи клиентов, тех, кто получает кредиты... Потому что мы иногда считаем, что возлагаем какие-то обязанности на кредитную организацию, на самом деле все оплачивает клиент, который потом получает финансовую услугу в банке. И поэтому надо очень взвешенно подходить к решениям, которые увеличивают расходы кредитных организаций.

И о рисках. Риски – это тоже тот фактор, который влияет на процентную ставку. К сожалению, наше залоговое законодательство не позволяет снижать эти риски. И, естественно, банки этот риск не возврата кредита, а риск вывода залога, актива, постоянно закладывают в процентную ставку. В результате все опять же оплачивает добросовестный клиент, добросовестный заемщик. Я в этой связи хотел бы одно предложение внести. Вы знаете, что Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд обладают правом законодательной инициативы. Наш Центральный банк, здесь уже звучало, тоже независимый орган, и надо его наделить этим полномочием, тем более он становится мегарегулятором, а нужно быстро и очень профессионально готовить документы для того, чтобы они прорабатывались здесь уже, в Государственной Думе, и работали на нашу финансовую систему. Я хотел бы пожелать успехов Эльвире Сахипзадовне.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International