22 марта в Госдуме прошел "правительственный час" с участием заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец, генерального прокурора РФ Юрия Чайки, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Евдокия Бычкова, Ольга Епифанова, Олег Нилов, выступила Светлана Горячева:
Евдокия Бычкова:
– У меня вопрос к Юрию Яковлевичу Чайке. Юрий Яковлевич, вы знаете, меня крайне удивила цифра из вашего доклада: 17 тысяч привлеченных должностных лиц за неисполнение законодательства о безнадзорных и сиротах. Вообще, такое впечатление, что должностные лица у нас практически ничего не делают. И в продолжение. У нас в настоящее время не исполнены 14 тысяч судебных постановлений о защите жилищных прав сирот. Входят ли в эти 17 тысяч привлеченные за неисполнение решений по жилищным проблемам сирот, или для них у вас есть отдельная статистика? Сколько уголовных дел? Вообще, какая существует статистика о возбужденных делах, связанных с фактами отъема квартир у сирот, и мошенничество в этой сфере?
Юрий Чайка:
– Все должностные лица, которые привлечены к дисциплинарной ответственности, составляют 17 тысяч. Но много это или мало, сказать сложно. Если взять общее количество должностных лиц, которые занимаются проблемами сиротства и несовершеннолетних детей, эта, цифра гораздо больше, хотя, в принципе, наверное, это тоже немало, 17 тысяч. Что касается неисполнения судебных решений. Кстати, когда мы выступали с докладом у вас, я назвал эту цифру и количество уголовных дел. На мой взгляд, если налицо неисполнение судебного решения, необходимо возбуждать уголовные дела. К сожалению, такая практика у нас пока еще отсутствует. Входит ли общее количество лиц, которое не исполняет судебные решения, в то количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности? Не входит. Потому что судебные решения, которые не исполняют, – это совершенно другой аспект.
Ольга Епифанова:
– Уважаемый Игорь Михайлович, по ситуации, связанной со смертями детей, которых берут на воспитание в российские семьи. Из данных, которые собирает ваше министерство, Росстат, содержит форма федерального статистического наблюдения "103-РИК" следует, что в 2009 году умерло 350 детей, взятых на воспитание в семьи, в 2010 году – 280 детей, в 2011 – 296 детей. Причем отмечается, что по вине родителей-усыновителей погибло – "ноль". Анализирует ли Министерство образования, в чем же причина этих смертей? Прошу вас, Игорь Михайлович (прим. – Реморенко), проясните ситуацию, какое внимание уделяется этим трагичным показателям? Есть ли ответственные сотрудники, которые анализируют информацию? Ведется ли статистика по причинам смертей? И можете ли вы сейчас представить информацию, в чем причина смертности детей?
Игорь Реморенко:
– Уважаемая Ольга Николаевна, безусловно, данная информация анализируется. И статистика неоднозначная, потому что с одной стороны, в тех данных, которые приводились, сначала идет снижение, потом рост. Но тут надо иметь в виду, что и сама доля усыновляемых и тех детей, которые попадают под опеку, она тоже увеличивается, и вместе с этим и соответствующая статистика увеличивается. Как правило, если мы посмотрим на эти данные, то приходится сравнивать не только данные по усыновителям. Мы, например, сравнивали, почему по усыновлению такая маленькая статистика непропорциональная, а по опеке такая большая? И один из факторов заключался в том, что как раз у нас еще работает временная опека, когда ребят, например, берут в летний период, а именно на этот период приходится наибольшее число несчастных случаев. Этот фактор имеет значение. Отдельная тема – это разного рода суициды. Мы тоже это анализируем, выявляем, с чем это связано. Например, можем сказать, что это абсолютно не связано с материальным аспектом. Как оказалось, это связано с другими факторами, в том числе с тем, насколько семья благополучна у ребенка и др. Здесь представлен некоторый анализ. Хотя надо сказать, что, конечно же, сухие цифры статистики существуют для того, чтобы мы смогли этот анализ детально провести. Хотя необходимы более глубокие социологические исследования, которые мы также заказываем. Мы готовы делиться всей необходимой информацией.
Олег Нилов:
– Уважаемая Ольга Юрьевна! Для решения проблемы сирот мною и коллегами из фракции подготовлен законопроект, по которому первоочередное право усыновления будет принадлежать ближайшим родственникам: дедушкам, бабушкам, сестрам, братьям, дядям и тетям. Но с обязательным ежемесячным финансированием в размере не менее 50 процентов от государственного финансирования в том или ином регионе. Вот что отличает наш законопроект от того многого, что уже предложено, что принято и что действует. И мы уверены, что при принятии такого законопроекта, через год у нас, максимум через два, проблема усыновления детей в стране перестанет быть напряженной, а через несколько лет перестанет существовать вообще. Как вы считаете, вот нужно поддержать наш законопроект?
Ольга Голодец:
– Олег Николаевич, я считаю, что любая идея, которая движет нас к цели, которую вы обозначали, она хороша, и мы готовы к ее обсуждению, в том числе, мы готовы провести все расчеты и консультации вместе с вами. И я думаю, что если эта тема, действительно, реалистична и мы сможем подвигнуть бабушек, дедушек и тех лиц, о которых я говорила в своем выступлении, это будет замечательно.
Выступление Светланы Горячевой:
– Уважаемые депутаты! Cколько раз в этом зале разными фракциями предлагались Правительству меры по преодолению сиротства, но воз и ныне там. Мало что изменилось и после Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. Комиссий создано достаточно, Правительством приняты некоторые решения, но Президентом предлагалось сделать намного больше. Нет главного: какие меры будут предприниматься, чтобы снизить социальное сиротство, ведь более 80% – дети-сироты при живых родителях. К сожалению, ни в подготовленных на скорую руку мерах Правительства, ни в сегодняшних докладах нет четких ответов, что же делать с поставщиками сиротства в России – проблемными семьями.
Но есть опыт развитых стран. Во Франции действует Национальная касса поддержки проблемной семьи, в Норвегии система помощи через талоны на продукты и товары с последующим возмещением торговле затрат. Много раз наша фракция предлагала это Правительству, но разговор напоминает общение с глухой стеной. Хочется спросить госпожу Голодец, когда будет внесен предлагаемый в Послании Президента законопроект о налоге на роскошь. Мы считаем, что эти ресурсы нужно аккумулировать для поддержки проблемной семьи и сиротства.
Второе, что давно бросается в глаза: в последнее время фактически бурно стимулировалось иностранное усыновление и временные меры внутри России, такие как приемная семья и патронат. А усыновление, и прежде всего Российское, как приоритетная форма ушло на задний план. Но ведь именно усыновитель по статусу приравнивается к родителю с устойчивой связью с ребенком и ответственностью за него. К чему это привело? В 2011 году на четверть сократилось число усыновлений в России, а каждый десятый ребенок был возвращен из приемной семьи, деньги же, потраченные государством на патронат, естественно, не возвращены. Мы предлагаем более жестко прописать ответственность приемной семьи, в случае ненадлежащего воспитания – предусмотреть обязанность вернуть по суду государственные средства и запретить повторную передачу туда детей.
Нельзя не видеть, как пострадали дети – сироты и от спихивания государством этой проблемы со своих плеч на субъекты федерации. Результат – огромный разнобой в мерах поддержки и, следовательно, неравное положение сирот в зависимости от места проживания и воли губернатора. Например, в Москве патронатная семья на одного ребенка получает 15 тысяч рублей, в Красноярском крае – 8,5 тысяч рублей, а в Адыгее – 200 руб. В ряде же регионов поддержка вообще отсутствует. Считаем, настало время сделать поддержку детей-сирот общегосударственной задачей и унифицировать нормы.
Правительством предлагается при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами, увеличить единовременное пособие с 8 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. Ведь только 6% среди усыновленных в 2011 году относились к этим категориям. Но почему усыновление других категорий детей по-прежнему зависит от воли территорий? А здесь опять неравенство. Например, в Калининградской области единовременное пособие – 615 тысяч рублей, Хабаровском крае – 250, в других же либо незначительный размер или полное его отсутствие. Нужно установить нижний потолок, и обязать выплачивать пособие повсеместно, но, возможно, не сразу, а через год после усыновления, когда станет ясно, что ребенку хорошо в семье.
В Указе Президента сделан акцент на преимущество близких родственников при усыновлении или опеке. Еще в январе наша фракция внесла такой законопроект, но до сих пор нет отзыва Правительства. Недавние смерти в США показали: отдай сирот имевшимся близким родственникам, и до трагедии бы не дошло. И последнее, казалось, после Указа Президента дело должно сдвинуться с мертвой точки. Но почему-то, кажется, что работа Правительства все больше напоминает известную поговорку, про гору, которая родила мышь. И мы настаиваем, чтобы предлагаемые фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" меры, особенно в отношении социального сиротства, не оказались в очередной раз упрятанными в долгий ящик.