На пленарном заседании Госдумы 22 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Татьяна Москалькова:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я буду говорить о наркоситуации в нашей стране. Но прежде мне хотелось бы ответить Екатерине Филипповне (прим. – Лахова) по поводу ее обширной программы решения вопросов, связанных с укреплением семьи и борьбой с беспризорностью. Вам, уважаемая "Единая Россия", даны все возможности для того, чтобы принять законодательные акты, направленные на реализацию той программы, о которой, Екатерина Филипповна, вы как раз и говорили. Но именно вы, "Единая Россия", не проголосовали за предложенные нами законопроекты и по материнскому капиталу, который может использоваться для лечения детей, и многие другие комплексные программы, о которых вы сегодня говорите вслух.
Что же, хорошо, что сегодня, наконец, настало время, когда мы с вами вместе можем решать осознанно эти программы. Абсолютно правильно тему подняли коммунисты, КПРФ, о расхищении государства. Правильно говорил и Владимир Вольфович об интеллектуальных потерях в нашем государстве. Вот такой тунгусский метеорит или челябинский метеорит, он все отстраивает иначе и заставляет нас перестроить свое отношение ко многим проблемам.
Сегодня острейшей проблемой нашего дня является наркоугроза в стране, наркоситуация в Российской Федерации. 10 лет прошло с момента принятия важного политического решения о создании самостоятельного специализированного органа по борьбе с преступностью. Создана Стратегия-2020, отстроен серьезный механизм, который позволил приостановить страшные последствия наркоситуации в нашей стране. Но полностью изменить ее нам пока не удалось. Достаточно сказать, что среди нас живут более 8 миллионов наркопотребителей. Многих семей коснулась эта проблема. По статистике до 80 процентов уличной преступности совершается людьми, находящимися в состоянии наркотического опьянения.
Но сегодня мы должны особо осмыслить эту ситуацию в связи с выводом войск международных сил содействия безопасности из Афганистана в 2014 году. Для контроля за наркотрафиком Афганистан – Казахстан – Таджикистан – Россия сегодня уже недостаточно имеющихся сил реагирования. Нет у нас сегодня и того инструментария, который мы должны срочно вырабатывать для того, чтобы остановить поступление этого смертоносного оружия в нашу страну. Мы слишком медленно отстраиваем новую законодательную базу.
Мы будем утверждать сегодня календарь. Из всей совокупности очень интересных, и разумных законопроектов только один попал в сегодняшний календарь – это правительственный законопроект "О профилактике наркомании". Но это лишь маленькая часть того, что ждет от нас общество. Считаем необходимым предоставить возможность Федеральной службе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков полномочия временно приостанавливать гражданский оборот новых, доселе неизвестных веществ, в отношении которых появились существенные основания признавать их наркотическими.
К сожалению, наркоиндустрия развивается быстрее, чем наше реагирование с помощью нормативных, правовых актов. Появляются новые виды наркотических средств, которые убивают нашу молодежь и наших детей. Около 30 тысяч молодых людей в возрасте от 15 лет до 35 лет погибают из-за передозировки. Благодаря усилиям ФСКН, удалось снизить эту цифру, но не переломить ситуацию в целом. Новые, так называемые дизайнерские наркотики вошли в наш быт и мы не успеваем реагировать на них.
Второе наше предложение, и в программе партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ есть целый комплекс законодательных предложений, которые помогут разрешить эту проблему, запретить деятельность тех юридических лиц, на территории которых обнаружено распространение наркотиков. Всем нам известно, что в молодежных местах, где проводятся дискотеки, клубы, игорные дома, продаются или наркотики, или психотропные вещества, и владельцы этих заведений сегодня никакой ответственности не несут.
Серьезной проблемой является проблема социальной реабилитации. Борьба с наркоугрозой делится на две крупные подпроблемы. Первая – это наказание и жесткая, непримиримая борьба с наркодельцами, разрушение наркоструктуры. А вторая – это реабилитация тех, кто попал в паутину, в сети наркодельцов. Сегодня из 500 реабилитационных центров только четыре содержатся за счет федерального бюджета и поддерживаются государством. Все остальные – это волонтерская забота, так же как и центры по противодействию насилия в семье. Сегодня настало время серьезно изменить свое отношение к тем, кто заболел и хочет вернуться в общество. Мы должны отстроить программу и помочь и ФСНК, и МВД, чтобы не только репрессивными мерами, но и мерами оказания помощи в реабилитации и ресоциализации больных, возвращать их в общество и предотвратить дальнейшую наркотизацию нашего общества.
Уважаемые коллеги, при заявленном наркологической службой количестве стоящих на учете 650 тысяч наркопотребителей, лишь 2 процента прошедших курс детоксикации в наркодиспансерах вновь возвращаются в общество. С учетом того, что реальное число лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях, оценивается в 8,5 миллиона человек, получается, что фактически эффективность государства в освобождении от наркозависимости составляет 0,2 процента, а почти все 100 процентов обреченно ходят по кругу.
Сегодня в связи с выводом в 2014 году Международных сил содействия безопасности (МССБ) нам очень серьезно нужно подойти к ряду вопросов. Первое – укрепление наших границ; второе – организация совместных действий ОДКБ и НАТО по противодействию проникновения боевиков на территорию Центральной Азии; третье – использование фактора транзита грузов через российскую территорию для оказания давления на МССБ с целью реализации плана антинаркотической политики "Радуга-2".