Оксана Дмитриева: Благоприятная экономическая конъюнктура в России была израсходована на формирование профицитных бюджетов
см. также ↓20-21 марта в Москве проходит Московский экономический форум. В рамках пленарной дискуссионной панели с докладом выступила депутат Государственной думы, заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Оксана Дмитриева:
– Российская экономика, начиная с 2000 года функционирует исключительно в благоприятных экономических условиях. С 2000 по 2008 год цены на нефть выросли примерно в 10 раз. С 2000 года (исключение 2009 и 2010 гг.) страна имеет профицитные бюджеты, то есть превышение доходов над расходами.
Благоприятная экономическая конъюнктура была израсходована на формирование профицитных бюджетов. Профицит, в свою очередь, был направлен на первоочередное погашение внешнего долга и создание Стабилизационного фонда (впоследствии – Резервного и Фонда национального благосостояния).
Политика профицитных бюджетов сочетает в себе все недостатки либеральной и все недостатки социальной модели экономики.
Среди недостатков либеральной модели – относительно низкие социальные расходы и относительно низкие инвестиционные государственные расходы, а от недостатков, характерных для социальной модели, в экономике России присутствуют высокие налоги. Таким образом, между либеральной и социальной моделями реально произошел выбор некой третьей модели: экономики афер, "финансового пылесоса", откачивающего ресурсы из экономики страны.
Каковы негативные следствия хронического профицита бюджета:
искусственное торможение экономического роста как вследствие искусственного ограничения государственных расходов (кейнсианский мультипликатор наоборот), так и за счет дестимуляции предпринимательской активности вследствие высоких налогов;
деградация производственной и социальной инфраструктуры;
деградация отраслевой структуры (перелив капитала не осуществляется через бюджет и не стимулируется через рынок).
Какие результаты профицитного бюджета рассматриваются как позитивные?
сокращение государственного долга
подавление монетарной инфляции.
Однако, даже в период до кризиса 200002008 гг., не говоря уже о событиях 2011 и 2012 гг., были полностью нейтрализованы и сведены на нет указанные следствия хронического профицита бюджета. На фоне сокращения внешнего государственного долга на 60 млрд. долларов рост внешнего частного долга составил 350 млрд. долларов. А инфляция, которая имеет место в России, представляет собой инфляцию издержек и неэластична ни к снижению государственных расходов, ни к динамике денежной массы.
С точки зрения накопления за счет профицита бюджета средств на "черный день", то, как показывает опыт кризиса, дефицит бюджета покрывался эмиссией. А средства суверенных фондов просто переписывались со счета бюджета на счет ЦБ. Фактически средства Резервного фонда и ФНБ использовались лишь для поддержания курса рубля и погашения внешних долгов крупнейших собственников.
В послекризисный период мы перешли от практики профицитных бюджетов к дефицитно-профицитным, когда одновременно осуществляется пополнение Резервного фонда и заимствования. В итоге за 2011-2012 гг. прирост госдолга составил около 2 трлн. рублей и прирост Резервного фонда также составил 2 трлн. рублей. Следствия из профицитно-дефицитного бюджета такие, что и отмеченные ранее для профицитного, только в дополнении еще присутствуют все недостатки экономик с дефицитным бюджетом: раскручивание пирамиды долга, рост расходов на обслуживание долга.
Дефицитно-профицитный бюджет формирует первый и главный кругооборот финансовых средств: налоги поступают в федеральный бюджет, они вкладываются в Резервный фонд, он размещается под 0,74%, одновременно осуществляются займы под 7-8% и они поступают в бюджет. Потеря на процентах равна совокупным расходам страны на гражданскую науку.
Малый кругооборот денежных средств затрагивает только внутренний финансовый рынок. Налоги поступают в бюджет – профицит бюджета в виде временных остатков средств, который имеет постоянный характер, размещается на депозиты в коммерческих банках; далее государство осуществляет заимствования под 7-8%, средства от которых поступают в бюджет.
Еще один кругооборот – пенсионный. Пенсионные взносы поступают в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд перечисляет взносы на накопительную часть пенсии во Внешэкономбанк. Внешэкономбанк большую часть пенсионных накоплений размещает в государственных ценных бумагах, они поступают в бюджет. Федеральный бюджет покрывает дефицит пенсионного фонда, который вызван в том числе и отчислениями на накопительную часть пенсий.
Приватизационный кругооборот. Средства от приватизации стратегических и оборонных предприятий поступают в бюджет, при этом из бюджета осуществляются взносы в уставные капиталы недавно акционированных предприятий.
Наконец, налоговый кругооборот – по НДС. Предприятия сырьевого сектора имеют возвещение по входящему НДС по экспортным операциям, который составляет свыше 1 трлн. рублей. При этом сырьевой сектор имеет дополнительные налоги: экспортную пошлину и НДПИ. Здесь также возникает кругооборот на 1 трлн. рублей.
Таким образом, прежде чем осуществлять традиционный для всех политиков и экономистов выбор между социальной и либеральной моделями следует убрать "пылесосы" и спрямить кругообороты. Объем высвобожденных средств будет таков, что позволит одновременно осуществить меры либеральные и социальные, то есть и снижение налогов и рост социальных расходов.