Минувший год для теперь уже известного не только на Смоленщине политика Алексея Казакова был первым годом его работы в качестве депутата Государственной Думы Российской Федерации. О своих впечатлениях, наблюдениях, оценках итогов он поделился с нашей редакцией.
Год политической модернизации – неуклюжей и куцей
Скажу откровенно: большого удовлетворения от работы нижней палаты парламента страны у меня нет. По многим причинам. Главное: Государственная Дума все еще далека от сегодняшних чаяний людей, она жестко идет в фарватере правительства, одобряя все, что способствует новому выворачиванию карманов наших граждан. Конечно же, этому способствует в первую очередь позиция правящей партии – "Единой России" и примкнувших к ней ЛДПРовцев и так называемых народофронтцев. За примерами далеко ходить не надо. Чего стоит грядущее взимание с россиян по 2-10 рублей с квадратного метра их жилищ на капитальный ремонт домов.
Дума погрязла в рассмотрении мелких, незначительных, далеко не самых актуальных вопросов. Из 100 законопроектов, рассмотренных в первом чтении – это в основном внесение поправок, изменений, дополнений в уже действующее законодательство. Там вставить запятую, там слово, где-то изменить фразу, дополнить текст новым абзацем, ну и так далее.
О чем это говорит? Многие законодательные акты предлагаются в спешке, впопыхах, как следует, не прорабатываются. Особенно те, что носят конъюнктурный, сиюминутный характер и инициируются правительством, его структурами. Вот задумали снять жесткие условия создания политических партий – и сняли. Теперь их уже полсотни. И что, демократии в стране прибавилось или хаоса? Не знаем, каких размеров избирательные бюллетени будем завтра печатать.
Понадобилось припугнуть организаторов митингов, шествий и пикетов – ввинтили такие штрафы, что мороз по коже идет. Наша фракция при их утверждении в знак протеста вынуждена была покинуть зал заседаний.
Спешка, давление, аврал просто недопустимы в законотворческом оформлении важнейших сторон жизни, в том числе политической, ведь наши ошибки, просчеты сказываются на судьбах миллионов людей. А думское единороссовское большинство, под давлением уличных массовых выступлений решив вернуть народу право прямых выборов высших должностных лиц регионов, тут же ввело так называемый "муниципальный барьер", то есть, кандидат в губернаторы должен получить поддержку до 10 процентов депутатов или глав в подавляющем большинстве муниципалитетов. К чему это приведет? Очевидно, что кандидаты от оппозиции при засилье партии власти никогда не добьются подобной поддержки. Значит, норму закона единороссы сварганили исключительно под себя, любимых. Да к тому же уже сейчас в Думе гуляет законопроект, который предлагает отдать решение – выбирать или назначать губернаторов депутатами представительных органов – самим регионам. Так что ушедший думский год можно смело называть годом политической модернизации, но неуклюжей, куцей, далекой от современных потребностей.
Возмущает меня и то, что две действительно оппозиционные силы в Госдуме СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и КПРФ – по-прежнему не могут пробить глухую оборону провластных депутатов и провести законодательные инициативы, которые ждут наши соотечественники.
Одни инициативы отвергнуты, другие еще рассматриваются
Таких инициатив много?
Только фракция СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ внесла 94 законопроекта.
И какие из них отвергнуты?
Например, внесенный нами альтернативный бюджет государства на 2013 год. Он предполагал использование нынешней благоприятной внешнеэкономической конъектуры для стимулирования экономического роста в России, осуществления структурного сдвига в пользу несырьевых отраслей и решения социальных проблем. Наш бюджет исходил из полного отказа от правила, согласно которому доходы от экспорта нефти, а также налог на добычу нефти и углеводородного сырья должны направляться в Резервный фонд до тех пор, пока он не достигнет 7% от валового внутреннего продукта. Наша версия бюджета предполагала повышение зарплат в 2013 году в высшем образовании на 50%, в здравоохранении – на 80, в науке и культуре – на 100%. А исходя из принятого Думой бюджета ни о каком повышении и речи быть не может.
Думское большинство отвергло наше предложение по установлению государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Не прошел справедливороссовский проект закона "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий". Завалили единороссы и нашу инициативу об освобождении от земельного налога граждан, владеющих земельным участком размером не более 8 соток.
Но многие законопроекты от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ находятся сейчас и в стадии рассмотрения, и как бы в архиве, ждут, что называется, своего часа. Какие из них наиболее значимые?
Это, прежде всего, наше настоятельное требование – установить максимально допустимую долю расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на уровне 10% совокупного дохода семьи, что значительно облегчило бы жизнь миллионам наших соотечественников, задавленных коммунальными платежами. Сейчас ведь дотации начисляются, если доля трат на ЖКУ составляет 22%.
Среди актуальных проектов назову и те, что предусматривают понижение возрастной планки для получения права на повышенный размер пенсии с 80 до 70 лет, а также увеличение с 1 до 5% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Продолжаем мы настаивать на введении налога на объекты роскоши, на прямых всенародных выборах членов Совета Федерации, на установлении минимального размера средней заработной платы педагогических работников всех образовательных учреждений, дополнительного материального обеспечения граждан, награжденных орденом "Родительская слава".
Лучшее не проходит
Мне известна ваша резко негативная оценка нового закона об образовании в Российской Федерации. Неужели результаты его применения будут столь катастрофичны для общества, как вы представляете?
Да, этому вопросу я посвятил одно из своих десятиминутных выступлений на пленарном заседании Думы. Концепция закона широко обсуждалась общественностью, прежде всего педагогической, родительской, но их мнение разработчиками не было принято во внимание, осталась масса противоречий. Коммерциализация этой сферы взяла верх над всем остальным. С введением нового закона взят курс на примитивизацию образования, на разрушение того уникального опыта, что был ранее накоплен российской образовательной системой.
Ко мне обращались десятки педагогических коллективов Смоленщины. По их просьбам я внес ряд поправок в законопроект об образовании. Они касались сохранения всех коммунальных льгот сельским учителям, денежной надбавки на приобретение периодических изданий и методической литературы для работников всех образовательных учреждений. Я также настаивал, чтобы школы в рабочих поселках, в поселках городского типа с количеством жителей до 5 тысяч человек, в таких, как Пржевальское, Угра и другие, финансировались не по душевому принципу, а как сельские в том объеме, который необходим для полноценной организации учебно-воспитательного процесса. Меня поддержали многие коллеги, но наших голосов все равно не хватило, чтобы поправки прошли. Теперь ряд льгот сброшен на усмотрение регионов, где, как правило, не хватает денег на самое элементарное, на те же, к примеру, учебники.
Так что наших граждан ждут, к несчастью, неприятные сюрпризы. Безусловно, вырастет плата за детские сады, поскольку из закона исчезло прежнее ограничение родительской платы двадцатью процентами дохода семьи. Не зафиксированы четко в настоящее время законодательно и содержание образовательного стандарта, перечень дисциплин, которые останутся бесплатными для учащихся.
Скажу еще так: о каких перспективах образования, в сфере взращивания будущих поколений государства, можно говорить, если правящая "Единая Россия" ограничивает расходы на эту важнейшую социальную отрасль 4-3,8% ВВП. Для сравнения: в Бразилии на эти цели идет 10%.
Фракция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЯ" голосовала против правительственного закона об образовании. Нам ближе по принципиальным положениям проект, внесенный коммунистами. Но лучшее, альтернативное в нынешней Думе пока не проходит.
Запрет распространить на всех иностранцев
Однако в минувшем году нижняя палата парламента рассматривала и такие законодательные акты, которые принимались с удивительным единодушием, в том числе и оппозиционными депутатами.
Вы имеете в виду наш ответ на акт Магнитского, принятого в США? Он называется "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Мы ввели запрет на усыновление (удочерение) наших сирот в Америку. И совершенно верно сделали. По моему убеждению, данный запрет нужно распространить на всех буквально иностранцев. В России хватает средств, материальных и кадровых ресурсов, чтобы достойно растить самим своих детей, оставшихся без родителей, готовить их к самостоятельной жизни, обеспечивать жильем, образованием, профессией. Нет только у нас повсеместно настоящей управленческой, да и политической, воли. Хорошо, что сейчас Владимир Владимирович Путин взялся за эту проблему и поворачивает к ней лицом всю бюрократическую махину. Нам всем тут ему надо всемерно помогать, забыв о политических пристрастиях.
Все фракции Госдумы поддержали и такой важный закон, как "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Он ведь направлен на усиление антикоррупционной борьбы, которая пока несет, это все видно, вялотекущий характер.
Почему в комитет по ЖКХ
К концу минувшего года вы перешли на работу из думского комитета по регламенту в комитет по вопросам ЖКХ. Почему?
Потому что ни одна проблема на сегодня не вызывает в нашем государстве такого социального недовольства, такого напряжения, как функционирование жилищно-коммунального комплекса. Надо до ума доводить Жилищный кодекс. Вместе со своими коллегами по фракции, по комитету, возглавляемому также членом нашей партии Галиной Петровной Хованской, я намерен добиваться законодательного подтверждения государственной ответственности за содержание старого жилого фонда. Его ремонт недопустимо перекладывать исключительно на плечи тех, кого некогда правдами и неправдами побудили приватизировать свои квартиры.
Надо искать выход из того шока, в который большую часть населения вогнало правительственное постановление № 354, думать, как не только продолжить, но и усилить деятельность Федерального фонда реформирования ЖКХ и в перспективе обнулить проблему переселения из аварийного и ветхого жилья.
Планы у нашего комитета большие, продиктованные жизнью. Вопрос тут один – позволят ли провластные силы нам их реализовать.
К 70-летию Великой победы
Алексей Валерьевич, наша газета сообщала, что в минувшем году вами была подготовлена и направлена президенту, правительству, патриарху Кириллу объемная записка по вопросам подготовки к 70-летию Великой Победы. Есть ли уже какие-то отклики на нее?
В этой записке я изложил предложения, которые, несомненно, волнуют многих моих земляков-смолян. Например, о законодательном утверждении статуса "детей войны" и приравнивании по льготам их к малолетним узниками фашизма, о посмертной реабилитации всех без вести пропавших, о государственной программе по полному разминированию территорий зоны боевых действий в 1941-45 годах, ведь до сих пор на снарядах подрываются люди, в том числе и дети. Я убежден, что в России должен появиться мемориал нашим сожженным вместе с детьми, женщинами и стариками деревням. Он мог бы быть устроен прежде всего на территории Смоленской области, особо пострадавшей в годы Великой отечественной войны.
Эта записка сейчас рассматривается в различных министерствах, организационным комитетом "Победа". Минтруд России высказался против льготирования детей войны, ссылаясь на то, что они сейчас в преклонном возрасте и уже по различным каналам, мол, получают достаточную поддержку. Только вот моральные страдания многих, да и материальное положение этих наших соотечественников, немало перенесших в оккупации, на тяжелейших трудовых фронтах, все же заслуживают большей благодарности. Поэтому отрицательный ответ министерства не означает, что вопрос этот я сниму с повестки дня. По другим предложениям четких ответов пока мною не получено.
Союзное государство Смоленщине
Вы сейчас являетесь и депутатом парламентского Собрания Союзного государства – России и Республики Беларусь. Знаю, что вы адресовали Государственному секретарю Г.А.Рапоте предложение о включении Смоленщины в союзные программы подготовки и празднования юбилейных исторических дат, в том числе и 100-летия белорусской государственности, провозглашенной в Смоленске в 1918 году. На что вы надеетесь?
По моему мнению, помощь Союзного государства нам бы, смолянам, была очень кстати в обустройстве, музеефицировании археологического комплекса в Гнездово, который мог бы в перспективе стать местом паломничества всех славян мира. Давно назрела необходимость разработать и реализовать союзную программу оздоровления и мемориализации бассейна нашей крестильной купели – Днепра. Большую роль в объединительных процессах двух народов мог бы сыграть Совет городов-побратимов Союзного государства со штаб-квартирой в Смоленске. Все эти и другие идеи сейчас обсуждаются в высших эшелонах власти России и Белоруссии. Хотелось бы, чтобы в этом процессе не оказались в стороне власти Смоленска и Смоленщины.
Помимо законотворческой деятельности в минувшем году вы занимались решением и многих конкретных проблем своих избирателей.
Мною проведено 11 приемов граждан в Смоленске и районах области. Принято 147 человек. В свой адрес я получил свыше 300 письменных обращений и заявлений смолян. По их проблемам практически столько же моих официальных запросов ушло в различные федеральные, региональные и муниципальные инстанции. Не всем, конечно, удалось помочь. Но когда это получалось, радовался, что не зря топчу землю.
Александр Королев.
"Смоленская народная газета" № 4 (100) от 07 февраля 2013 года.
Источник: "Смоленская народная газета"