Андрей Озеров: В области развития глубокой переработки бытовых отходов необходим качественно иной государственный подход
см. также ↓Совсем недавно Росприроднадзор обнародовал заявление, что не может навести порядок на мусорных полигонах, так как нет прямого закона, который бы обязывал арендаторов и теневых владельцев данного бизнеса проводить глубокую переработку мусорных отходов. Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Андрей Озеров считает, что в стране назрела острая необходимость создания целой мусороперерабатывающей индустрии:
– В России на сегодняшний день нет развитой системы переработки бытовых отходов. Государство недостаточно эффективно осуществляет контроль над процессами по переработке и захоронению бытовых отходов. Надзорные органы практически не отслеживают ситуацию по сбору, вывозу и качественному хранению бытовых отходов на мусорных полигонах, не всегда своевременно реагируют на организацию незаконных свалок.
В большинстве регионов мусорные полигоны давно переполнены, на них ежегодно вывозится в зависимости от размера города от 200 до 1 млн. тонн бытового мусора, из которого 96% просто оседает на полигонах, и только 4% перерабатывается. В результате, свалки мусора загрязняют почву, воду и воздух вблизи населенных пунктов и крупных городов.
Пользуясь правовыми пробелами в законодательстве, умелые дельцы извлекают из мусорного бизнеса многомиллионные прибыли, без уплаты налогов, просто складируя все отходы в огромные кучи мусора, нанося непоправимый ущерб экологии.
Вокруг таких свалок давно сформировался криминал. По неофициальным данным, к незаконной работе на мусорных полигонах, в ряде регионов активно подключились мигранты из стран Средней Азии. Создав устойчивые нелегальные группы, они промышляют на свалках и ежегодно вывозят для сдачи в утиль тонны цветного металла, пластмассу, бумагу, стекло, ветошь и другое.
Поэтому в области развития глубокой переработки бытовых отходов необходим качественно иной государственный подход, а не тот, который мы имеем сегодня.
Для решения имеющихся проблем в области переработки и захоронения мусорных отходов предлагаю рассмотреть и принять в ближайшее время отдельный федеральный закон, запрещающий складировать на свалках не отсортированные и необработанные бытовые отходы. Необходимо установить обязательные процедуры по сортировке мусора на всех этапах его переработки.
На уровне субъекта Российской Федерации вместо открытия мусорных полигонов надо открывать современные мусороперерабатывающие комплексы по утилизации и переработке бытовых отходов или экологические кластеры, в том числе для вторичной переработки отходов и создания новых производств по выпуску высокотехнологичных материалов.
Решать эту проблему в регионах только за счет регионального и местного бюджета субъектов РФ затруднительно, в виду отсутствия достаточных финансовых средств на эти цели и высокой стоимости строительства современных мусороперерабатывающих комплексов и экологических кластеров.
Инвесторы неохотно вкладывают свои средства в данную отрасль. Они ждут от властей, прежде всего административного содействия и гарантий в оперативном выделении земельных участков под строительство данных комплексов, оснащении их инженерными коммуникациями, а также в налаживании централизованных поставок отходов ТБО (твердые бытовые отходы) для их переработки. Ну и, конечно, рассчитывают на повышение тарифов на вывоз и утилизацию ТБО для населения, или как минимум субсидирования данных расходов.
Поэтому такой комплексный подход потребует дополнительного софинансирования регионов со стороны федерального бюджета. Необходимые ресурсы для инвестирования под строительство экологических кластеров и мусороперерабатывающих комплексов можно подключить из Фонда содействия реформированию ЖКХ, под гарантии субъектов.
Или в рамках инфраструктурных проектов, за счет средств накопленных на счетах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Думаю, что вложенные средства, таким образом, вполне себя окупят, так как в результате произойдет улучшение экологии и повышение продолжительности жизни россиян.
Строить подобные комплексы необходимо в непосредственной близости от действующих мусорных полигонов для переработки уже имеющихся бытовых отходов.
Производственная цепочка раздельного сбора должна включать в себя сортировку отходов, после которой примерно 20% отправляется для вторичного использования, остальные отходы, не подлежащие переработке, спрессовываются и отправляются на полигон для захоронения.
Создав единую транспортно-логистическую схему сбора и транспортировки отходов, нужно сформировать пункты приема, установив раздельное контейнерное оборудование и своевременно его обслуживать. Вместе с тем, надо предусмотреть и платный сбор раздельно собранного населением мусора. Необходимо также заняться соответствующей пропагандой среди населения.
Главное, принимая такой закон, мы не должны забывать о потребителе этой услуги – нашем населении, его платежеспособности и реакции на возможное повышение тарифов.
За вывоз мусора население платит в среднем от 100 до 200 руб. в месяц на человека, цифры разняться от города к городу. За эти деньги мусоровоз забирает бытовые отходы, отправленные в контейнер, и отвозит на полигон. По расчетам специалистов кубометр утилизированного мусора будет стоить как минимум от 150 до 300 руб. Тарифному регулятору будет необходимо доказать обоснованность повышения тарифа в среднем на 50-100 руб., а если учесть, что инфляционный коэффициент в стране 6-9%, это будет сделать непросто.
В России и за рубежом технологии по сортировке отходов мусора на этапе его сбора заметно отличаются. В докладе Росприроднадзора опыт раздельного сбора бытовых отходов в крупных российских городах признан негативным. Поэтому власти уверены, что заставить наших горожан сортировать отходы по разным контейнерам сразу не удастся. Жителям крупных городов надо быть готовыми изменить сам стиль жизни.
Однако экологи и эксперты отмечают, что в первый год эксперимента 10-15% жителей сразу начинают собирать мусор раздельно, если своевременно опустошаются и обслуживаются контейнеры и до жителей доведена элементарная инструкция по их использованию. За два года их доля может вырасти до 30%. Социологические исследования показывают, что в принципе около 70% россиян готовы раздельно собирать мусор, против 80% в европейских странах.
То есть мы вполне можем приблизиться к Европе, но по факту ситуация складывается иначе. В городах пока нет структур, которые бы занимались сортировкой отходов, поскольку надо применять новые технологии и работать с людьми. Без внедрения новых технологий по сортировке мусора и строительства комплексов по переработке мусора, свалки в России могут надолго остаться основным способом утилизации и захоронения отходов. Чтобы этого не произошло, необходимо принять этот закон и безотлагательно начать его реализовывать. Главное, это делать всем вместе. Потому что Россия – наш общий дом!
По материалам источников: Spravedlivo-online.ru