Александр Романович о необходимости создать Координационный совет по делам социальной политики в Вооруженных Силах
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 22 февраля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Романович:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, товарищи солдаты, сержанты, прапорщики, офицеры и генералы запаса, присутствующие в этом зале! Накануне Дня защитника Отечества, который для меня навсегда останется Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота, разрешите поздравить всех вас с этим праздником, пожелать вам, прежде всего, здоровья, уверенности в своих силах и удачи в нашей работе.
Не всегда хочется под праздник говорить о трудностях и недостатках, но делать это надо, хотя бы для того, чтобы к следующему празднику какие-то проблемы удалось решить. Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к такой проблеме, как социальное положение и социальная политика в области Вооруженных Сил Российской Федерации. В этой связи я хотел бы напомнить, что существует и действует на сегодняшний день такой документ, как Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации, которая была утверждена в 2008 году. Надо сказать, что это замечательный всеобъемлющий документ, и чего там только не прописано.
Обратите внимание, что по части профессионального образования в Стратегии стоит цель – к 2020 году войти в пятерку лучших армий мира. Намечен комплекс мер по адресной поддержке лучших преподавателей, слушателей, курсантов, адъюнктов и докторантов военно-учебных заведений. Что на деле получилось? При Сердюкове покалечили структурно все классические военные учебные заведения, теперь это надо корректировать, а точнее – расхлебывать. Идем дальше. В рамках реализации направления медицинского и санаторно-курортного обеспечения дело дошло до принятия федерального закона "О медико-психологической реабилитации военнослужащих". Его ждали и моряки, и летчики, и ракетчики, и другие категории. На деле получилось: накуролесили и с военными медицинскими учреждениями, сегодня целые гарнизоны и даже округа остались без армейской медицины. Опять надо вернуться назад, опять надо вернуться к отправной точке и тратить средства, восстанавливать кадры, структуры и так далее.
По разделу "Денежное содержание военнослужащих" замыслы Стратегии выглядели просто грандиозными. Предполагалось, что ДД (а ДД – это денежное довольствие, такое у военных в ходу сокращение) должно превысить среднюю заработную плату по стране на 25 процентов. Военные пенсии должны были подняться до уровня 80 процентов от должностного оклада. Но после августовской войны 2008 года и экономического кризиса финансовые посулы Стратегии затрещали по всем швам. Например, в этих условиях ради экономии бюджетных средств было решено комплектовать основную часть должностей
РМКС, то есть рядового и младшего командного состава, их порядка 700 тысяч человек, по призыву. Тем обстоятельством, что призвать столько юношей в сложившейся демографической ситуации не удастся, пренебрегли, в результате боеспособность лиц, проходящих военную службу, в течение всего лишь одного года упала крайне низко. К сожалению, депутатов убедили в том, что правомочно посылать в бой военнослужащих, которые прослужили всего лишь три месяца, и такая поправка была внесена в закон.
Позднее, в большой спешке, под давлением высшего руководства страны, кстати сказать, кулуарно подготовили закон ФЗ-306 "О денежном довольствии военнослужащих", который был принят в ноябре 2011 года и вступил в действие с 1 января 2012 года. Очень много было рекламы, пиара. Да, заработок военнослужащих вырос, но не у всех категорий, было много обиженных. Вдобавок к этому слетели, подчеркиваю: слетели, их сегодня нет, многие привычные для военнослужащих военные льготы, которые в некоторых ситуациях даже сводили на нет повышенное денежное содержание.
И, наконец, о направлении жилищного обеспечения. Надо отдать должное: стратегия признает остроту проблемы обеспечения жильем. При помощи этого выдающегося документа даже удалось доказать в Правительстве Российской Федерации состоятельность жилищных программ Министерства обороны, под которые был выделен дополнительно 21 миллиард рублей. Вводится принципиальное новшество. Если раньше фонд жилья формировался в основном за счет реализации инвестиционных контрактов и вокруг этого сформировался целый бизнес махинаций, серых схем и прочее, то теперь прозрачность финансирования возведена в принцип. И что получается сегодня? Сегодня на примере "Оборонсервиса" и "Славянки" все убедились в этой прозрачности, даже дух захватывает от объемов воровства. И есть ощущение, что на этом пути нас ждет еще немало неожиданностей и очень кругленьких сумм, уведенных из оборонного бюджета. Сроки окончательного обеспечения военнослужащих жильем все время отъезжают по времени все дальше и дальше, когда-то это был 2010 год, потом 2011-й, сейчас разговор идет о 2014 годе.
Теперь о военных городках, что, на мой взгляд, является трагедией сегодняшних Вооруженных Сил. Это, пожалуй, самое провальное направление в реализации стратегии. Кстати, у нас в Подмосковье, от которого я избран в Думу и где был районным, областным депутатом, а сегодня исполняю обязанности в Государственной Думе от Московской области, расположено 547 военных городков, в том числе из них 102 жилых, где проживает 220 тысяч жителей. Жизнеобеспечение этих городков напрямую связано с объектами социальной и инженерной инфраструктуры, находящимися в ведении Министерства обороны. Я не буду сейчас перечислять, сколько документов было принято по поводу того, как нужно передавать имущество Министерства обороны, и в частности военные городки, муниципальным образованиям. К сожалению, если мы будем говорить сегодня по Московской области – ситуация архиплохая.
У меня есть примеры из нескольких, буквально нескольких районов Московской области. Например, Ступинский район, Крутышки, где гарнизон, в котором стояли три воинские части, полк военно-транспортной авиации, отдельный батальон технического обеспечения, батальон связи. Памятник разрухи стоит уже пять лет, ничего не меняется. Работы никакой. Молодым надо подаваться в Москву или в Ступино. В 2011 году Владимир Путин, занимавший пост премьер-министра,
отметил, что необходимо не просто оптимизировать систему базирования войск, нужны современные городки с качественным служебным жильем и со всей социальной инфраструктурой. По иронии судьбы, у нас, у русских, есть такая игра – "городки". Похоже, что власти всех уровней на сегодняшний день продолжают играть в эту игру – в "городки-обещалки", в игру "городки", военные городки. Разговоров много, а толку мало.
Я считаю очень важным способствовать решению этой проблемы и сегодня предлагаю вам, уважаемые коллеги, здесь, у нас, в Государственной Думе, создать Координационный совет по делам социальной политики в Вооруженных Силах по примеру Координационного совета, который был создан при Комитете по транспорту, по вопросу оптимизации логистических процедур.
Думаю, что этот опыт создания координационных советов, в который могут войти представители всех комитетов и внести свой вклад в решение проблем наших военнослужащих, наших ветеранов, которые проживают в военных городках, а сегодня это миллионы людей. Нам это окупится сторицей. И в этот момент, я думаю, что будет правильным еще раз подчеркнуть значение этого дня для нас, ветеранов, которые сегодня продолжают в той или иной степени служить нашей Родине, для тех ветеранов, которые в том числе живут в этих военных городках. Они – люди – это самое главное в Вооруженных Силах. Главное – это не техника, не вооружение, не авианосцы и ракеты, главное – это солдат, военнослужащий, который сегодня несет службу и защищает нашу Отчизну. Подполковник Романович доклад закончил. Спасибо.