15 февраля в Госдуме был рассмотрен проект постановления "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила заместитель руководителя фракции, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления:
– Уважаемые депутаты, я присоединюсь к общему мнению. Наша фракция считает, что работа Счетной платы имеет комплексный характер, системный, и что это, наверное, один из немногих органов в стране, который в полном соответствии с Конституцией исполняет свои полномочия. Хотелось бы, чтобы и Государственная Дума также исполняла свои конституционные полномочия.
Из предложений по дальнейшей работе Счетной палаты. Счетная палата действительно дает наиболее объективную, наиболее достоверную информацию, и действительно ее работа имеет комплексный характер, и по всем направлениям проводятся проверки. Но хотелось бы, чтобы было больше публикаций и больше информации Счетной палаты, прежде всего, для нужд научного сообщества, чтобы они эти данные, факты и цифры вовлекались в научный оборот, причем представителями разных научных школ. Тогда, наверное, наша экономическая наука, а за ней и практика, перестанет основываться на мифах и вульгаризмах наших ультралибералов.
Далее. Мне кажется, что очень полезной была совместная работа – контрольные мероприятия с субъектами Федерации. Это, наконец, заставило и обучило многие контрольно-счетные палаты субъектов Федерации. Мы по крупным региональным стройкам века, наконец, получили достоверную информацию. Теперь по поводу того, что мы должны делать как конституционный орган с той информацией, которую нам дает Счетная палата? Счетная палата не может принять решение, что делать, она дает ответ на вопрос, кто виноват и какова ситуация. А мы, получив эту достовернейшую информацию, должны принимать политические решения, которые, к сожалению, мы не принимаем, хотя информация дана в таком виде, что вывод напрашивается сам собой.
Первый вопрос, который хотелось бы рассмотреть, – что дает Счетная палата по управлению собственностью. Она нам показывает по результатам своих контрольных проверок, что проходит размывание пакетов, даже не через приватизацию, а через обмен акций, происходит вывод активов, происходит многочисленное количество посреднических звеньев при вложении в открытые акционерные общества. Она нам четко говорит, что в 2011 году только 22 % открытых акционерных обществ заплатили хоть какие-то дивиденды государству, а остальные 78 % из двух тысяч с лишним, которые числятся в реестре госсобственности, вообще ничего не заплатили. При этом 92 % от общей суммы кассового выполнения дали десять первых акционерных обществ.
Далее. Многочисленные факты в отчетах Счетной палаты о том, как используются вложения в уставный капитал открытых акционерных обществ, как они дальше лежат на депозитах, один-два-три года, и как они вообще никогда не доходят до каких-то реальных инвестиций. Какое же решение на основе этих достовернейших фактов принимает Дума? А Дума вместе с Правительством все больше и больше вкладывает средства на инвестиции через открытые акционерные общества, уже более 50 процентов. И в итоге получается следующая ситуация. Государственная Дума принимает заведомо коррупционные, заведомо аферные схемы, которые очевидны при принятии решения, а потом говорит: теперь пусть Счетная палата все это будет контролировать. Ну это же очевидно при принятии решения по прошлым отчетам Счетной палаты, что здесь будут откаты, что деньги не дойдут, что эта схема не работает. Нет, принимается снова, а затем говорится, а Счетная палата все проконтролирует. И через три года Счетная палата честно нам принесет отчет, где будет показано, что деньги все исчезли.
Далее вопрос, по которому Счетная палата тоже неоднократно, каждый год, нам докладывает – вопросы управления долгом и приросты долга. Я проанализировала по отчетам Счетной палаты: с 2007 года наш совокупный государственный долг вырос на 4 триллиона рублей, при этом Стабилизационный фонд у нас – 5,4 триллиона. Можем идти дальше. Доходность от вложений средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, тоже по отчету Счетной палаты, от 1,8 процента до 1,1 в разные годы. А заимствуем мы по 7-8 процентов, тоже по отчетам Счетной палаты. А теперь смотрим, а во что это все выражается в деньгах. В 2012 году, тоже по отчету Счетной палаты, который только что нам представлен по исполнению, обслуживание долга – 340 миллиардов рублей, а доходы по Резервному фонду – чуть больше 39 миллиардов. В десять раз меньше. Какой на основе этой добросовестнейшей информации должен сделать вывод Парламент? Вывод Парламент должен сделать следующий: нельзя одновременно наращивать Резервный фонд и госдолг. Это нам дорого стоит – это нам стоит 300 миллиардов каждый год, помимо дестимуляции экономического роста.
Парламент должен принять решение: не принимать такие бюджеты, где у нас есть заимствования, рост долга и рост Резервного фонда. Отказаться от пополнения Резервного фонда, сократить заимствования, не наращивать госдолг. Принимает Парламент эти решения? Нет, не принимает. Дальше больше. Прирост внешнего частного долга, Степашин об этом говорит каждый раз. Внешний государственный долг сократился на 60 миллиардов, а вырос за этот же период частный долг на 500 с лишним миллиардов долларов, и при этом 450 миллиардов из этого долга компании с госучастием. Какой вывод? Должно быть полное изменение и финансовой, и денежно-кредитной политики, и, главное, политики госдолга. А мы делаем какое-то Росфинагентство, которое будет осуществлять все те же самые операции в гораздо менее прозрачном виде. И Счетной палате мы теперь скажем, чтобы она все это дело каким-то образом контролировала.
Уважаемые коллеги! Спасибо Счетной палате, что она выполняет свои конституционные полномочия. И хотелось бы, чтобы Государственная Дума тоже начала их исполнять. Спасибо.