26 декабря лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов принял участие в юбилейных Х "Панаринскх чтениях". Научно-практическая конференция на тему "Миссия России в современном мире" была организована философским факультетом МГУ при участии научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Государственной академии славянской культуры, Фонда метаисторических и религиозно-философских исследований "Родон". Предлагаем вашему вниманию выступление Сергея Миронова на тему "Исторический и духовный опыт России: связь времен".
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Прежде всего я с большим удовольствием хочу вас поздравить с юбилейными "Панаринскими чтениями" и, конечно же, с наступающим Новым годом. Я подготовил небольшое выступление на тему "Исторический и духовный опыт России: связь времен", но коль скоро здесь была затронута тема образования, скажу об этом буквально два слова, тем более, что в стенах Государственной Думы мы говорили об этом.
К сожалению, большинство Государственной Думы бездумно приняло новый закон "Об образовании", последствия которого – я нисколько не сомневаюсь – будут катастрофичны. Наша фракция вместе с фракцией КПРФ не голосовала за этот закон, мы поддерживали альтернативный законопроект, подготовленный членом КПРФ Олегом Николаевичем Смолиным. В нем, объективно говоря, тоже есть свои недостатки, но по крайней мере в нем нет тех ужасов, того принципиального уничтожения остатков системы всеобщего бесплатного образования в нашей стране.
Новый закон, который продвигает "Единая Россия", фиксирует, что образование – это услуга, и тем самым навязывает очень простую мысль: раз это услуга, за нее надо платить. И все, что там говорится о неких новых подходах, о неком реформировании, на самом деле преследует абсолютно прагматичную, утилитарную и циничную цель: сделать так, чтобы платить стало привычным не только в высшей школе, но и в средней.
Здесь уместно привести известную статистику. При существующей норме Конституции, где черным по белому написано, что каждому гражданину РФ на конкурсной основе гарантируется право бесплатно получить первое высшее профессиональное образование, в 2012 году 56% выпускников высшей школы получили дипломы, обучаясь на платной основе. Очень специфично исследование, посвященное Болонской двухуровневой системе образования – бакалавриат и магистратура. Большая часть студентов, поступая на бюджетные места и оканчивая бакалавриат, получает образование бесплатно. Но продолжить так же бесплатно обучение в магистратуре становится очень тяжело, и, как правило, последние два года обучения идут за деньги.
Я не буду утомлять вас такими переживаниями, отмечу только, что придется нам – я имею в виду государство – возвращаться к здравому смыслу: отменять Единый государственный экзамен, находить иные формы аттестации, возвращаться к нормальным государственным образовательным стандартам. Господин Ливанов, как я считаю и не скрываю своей позиции, это просто вредитель. Я всегда критиковал Фурсенко, но приведу высказывание Путина, который приводил в пример слова академиков о том, что те скучают по Фурсенко. Они вели с ним непримиримую борьбу, но в то же время они говорили с ним на одном языке. А с господином Ливановым вообще вести диалог невозможно по определению, потому что этот господин вообще ничего не понимает в системе образования.
Но в преддверии Нового года я больше утомлять вас не буду. С вашего позволения представлю небольшое выступление по вышеуказанной теме: "Исторический и духовный опыт России: связь времен".
Еще раз с большим удовольствием хочу поблагодарить за приглашение на Панаринские чтения, для меня большая честь выступать в стенах Московского государственного университета среди людей, которые продолжают великие научные традиции российской гуманитарной мысли.
Тема сегодняшнего обсуждения задана выдающимся философом и политологом Александром Сергеевичем Панариным. Его работы дают ясно понять, что в новейшей истории конкуренция наций приобретает цивилизационное измерение. Конкурируют культуры, ценности, смыслы, модели развития. Для нашей страны, на мой взгляд, вопрос стоит вполне конкретно: может ли цивилизационный потенциал России стать ее конкурентным преимуществом в глобализующемся мире?
Претендовать на статус цивилизации мы можем только благодаря своей истории, культуре, исторической памяти народа и традициям. Действительно, на протяжении тысячи лет Россия сплачивала народы. Это тот русский путь, русская идея, о которой писали Достоевский, Соловьев и Бердяев. Россия неоднократно спасала ценности братства и справедливости не только для себя, но и для всего человечества.
Востребована ли эта миссия сегодня? Думаю и надеюсь, что да. Перечень глобальных проблем человечества производит внушительное впечатление. Глобализация – это не только возможности, но и угрозы. На месте разрушенных стен возводятся новые барьеры – между государствами, культурами, людьми и поколениями. Растет социальное неравенство, не снижается угроза терроризма, не складывается диалог различных культур и конфессий, многое другое. Эти проблемы затрагивают всех людей, а значит, и решать их придется совместно.
Речь идет не только о проблемах экономики и финансов, которые доминируют в современном медийном пространстве. Необходимо изменить саму суть общественных отношений. Освободить современное общество от эгоизма избранных. Создать новую социальную солидарность, новую социальную демократию. И в конечном счете расширить горизонты человеческой свободы.
На просторах России столетиями мирно соседствовали разные народы и основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Думаю, что в немалой степени этому способствовала идея справедливости в народном сознании.
В российской традиции справедливость выступает прежде всего в качестве нравственного идеала. Несмотря на все превратности исторической судьбы России, "жажда справедливости, – как писал Владимир Соловьев, – остается стержнем духовных исканий и стремлений народа". Она прочно закреплена в общественном сознании и культуре.
Наш исторический и духовный опыт может лечь в основание новой архитектуры международных отношений, новых стандартов справедливости и нетривиальных моделей развития.
В недавнем Послании Президента впервые прозвучали слова о России как государстве-цивилизации, о ее геополитической востребованности. В проекте Концепции внешней политики Российской Федерации, разработанной МИДом, речь также идет о роли России как связующем звене между Западом и Востоком.
Кстати, когда я прослушал Послание Президента, я обратил внимание на новый язык, очень непривычный в стенах Кремля: слово "культура" в выступлении Президента прозвучало 13 раз (до этого были неоднократные Послания Президентов, но "культура" в них не прозвучала ни разу). Отрадно, что и "справедливость" была упомянута 7 раз; даже прозвучало такое непривычное слово, как "милосердие".
Миссия России целиком определена ее культурой. Наши гуманитарные идеи и художественные формы, не только становились неотъемлемой частью мирового наследия, но и создавали новые межкультурные коммуникации. И сегодня наша страна сохраняет высокий потенциал духовного и творческого поиска.
Теперь зададим вопрос по-другому: сможет ли Россия реализовать свое предназначение в мировой истории? Мой ответ – да, но для этого мы должны остановить процессы, разрушающие страну, и вытесняющие ее на периферию мирового развития.
За последние двадцать лет мы многое потеряли, но взамен, прямо скажем, практически ничего пока еще не приобрели. Иногда даже создается впечатление, что развитие России идет по замкнутому кругу. За эти двадцать лет нам так и не удалось создать эффективные политические, экономические и социальные институты. Так чему же мы можем научить весь остальной мир?
Остановлюсь всего на двух проблемах: отсутствии солидарности в нашем обществе и недооценке роли российской интеллигенции.
Первое. Только солидарное общество может создать по-настоящему сильное государство, способное выполнить свое историческое предназначение. К сожалению, никакой объединяющей идеи в нашем обществе сегодня нет. Можно сколько угодно спорить и историкам, и философам, и политикам о необходимости либо ненужности национальной идеи, но я абсолютно убежден, что некое скрепляющее начало, может быть, та духовная скрепа, о которой говорил Президент, необходимы. Для того, чтобы быть единой нацией, действительно способной в глобализирующемся мире к конкуренции, конечно, необходима идея, которая действительно должна объединять, служить той самой основой, для будущего солидарного общества в нашей стране.
Сегодня есть, увы, другое. Немыслимые для любой развитой страны масштабы социального неравенства во всех его формах. Разница в доходах людей составляет просто астрономическую цифру. Хорошо, что Президент вспомнил о нашем предложении введения налога на роскошь, которое мы продвигали в течение пяти лет. Но почему-то он с упорством, достойным лучшего применения, не хочет переходить к прогрессивной шкале подоходного налога. Кстати, Россия – единственная страна "двадцатки", в которой все еще используется плоская шкала. Почему-то считается нормальным, что 13% платятся и с нескольких тысяч рублей – есть и такие зарплаты в нашей стране, и с нескольких миллионов рублей. Конечно, это несправедливо.
Возвращаясь к нашим реалиям, скажу, что сегодня это очень опасно – вот такое социальное неравенство, которое начинает приобретать массовый характер. Напрямую это связано в том числе и с возможностью получить качественное образование.
Очень интересная статистика наших социологов показывает, что у человека с высшим образование риск стать бедным составляет 10-15%, у человека, имеющего среднее специальное образование – около 50%, у человека без образования этот риск близится к 90, а то и к 100%. Это прямая зависимость. Дети из бедных семей не могут с учетом все большей и большей платности получить образование, и мы видим, что идет так называемая наследственная бедность и наследственное социальное неравенство.
Очень точно об этом сказал Александр Сергеевич Панарин: "Сегодня под угрозой оказались демографический и социо-культурный потенциал России, что вызвано демонтажем социальных программ. Следовательно, составляющей новой формационной инициативы должна стать социальная идея".
К избыточному социальному неравенству ведет и фактическое неравенство людей перед законом, отсутствие вертикальной мобильности, невозможность сделать карьеру из-за коррупции и кумовства.
Экономические, политические и социальные институты сегодня формируются исключительно по рыночным лекалам. Рыночная стихия сталкивает и ожесточает людей, ставит их по разные стороны баррикад. Но если эти институты не будут отвечать запросу людей на справедливость, то никакого согласия в нашем обществе не будет. И вряд ли мы сможем указать путь к согласию всему остальному миру.
Второе. Совершенно недопустимо нынешнее пренебрежение к гуманитарной интеллигенции и гуманитарным наукам со стороны власти. Идет настоящее наступление на гуманитарное знание. В частности, Министерство культуры подготовило проект закрытия целого ряда гуманитарных научно-исследовательских институтов и предложило создать на их основе единый гуманитарный центр со штатом в 100 человек. И это на страну с населением 142 миллиона человек.
Такая экономия средств нам дорого обойдется в конечном итоге. Гуманитарные науки – единственный инструмент самопознания и самосохранения нации. Это сфера духовной жизни, которую нельзя потерять, не потеряв себя.
Пренебрежение к гуманитарным наукам в нашей стране связано и с низким финансированием исследований в области истории, культуры, философии, филологии, с крайне низкими зарплатами и мизерными грантами.
Думаю, для всех очевидно, что в стране мало каналов гуманитарного просвещения. Получается, что обществу потребления и экономике "трубы" совершенно не нужны мыслящие и моральные люди. А ведь именно просвещение является тем, что делает человека человеком, придает смысл жизни, создает основы национальной солидарности и устойчивого развития.
Пресловутое ЕГЭ и тестирование студентов напрямую ведет к формированию дискретного, "клипового" сознания молодого поколения. Отсутствие культуры мышления уже в самое ближайшее время может превратиться в серьезную проблему для страны.
Другими словами, отечественные идеалы просвещения сегодня, как никогда, требуют защиты. Если мы этого не сделаем, нас просто вычеркнут из истории. Александр Солженицын вполне определенно раскрыл политический смысл культуры: "Если духовные силы нации иссякли, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут ее от смерти. С гнилым дуплом дерево не живет".
Еще об одной острой, но достаточно спорной проблеме хотелось бы сказать. О гражданской позиции гуманитарной интеллигенции. Гуманитарная интеллигенция России всегда была "неудобным классом" для власти. Она отличалась особым критическим взглядом и нравственным императивом. Сегодня власть демонстрирует, на мой взгляд, явное пренебрежение к образованному сословию. Ну, а что само сословие? Мы часто говорим об интеллектуалах как о "властителях дум". А какие думы действительно имеют власть над обществом в наши дни? К сожалению, прямо ответить на этот вопрос крайне трудно. Власть и интеллигенция пока не находят форм цивилизованного диалога.
Наша интеллигенция должна активно участвовать в общественных процессах. Искать и находить объединяющие символы, разрабатывать общий язык культурного общения, созидать политическую культуру. Все это крайне необходимо на просторах нашей многонациональной Родины.
Обсуждение общенациональных проблем, поднятых интеллектуалами, не просто самым активным образом влияет на общественное мнение, оно создает само общественное мнение.
Именно гуманитарная интеллигенция играет ведущую роль в формировании культуры мышления, создает мировоззренческие ориентиры. В отсутствие поддержанных государством просветительских проектов и при явной тенденции к дегуманитаризации российского образования люди отвыкают самостоятельно мыслить. Это означает, что они не смогут самостоятельно действовать, чувствовать личную ответственность за все, что происходит в стране, за судьбу России.
Хочется надеяться, что гуманитарная интеллигенция в этот переломный момент мировой и российской истории окажется на высоте задач, стоящих перед страной, и поможет нашему обществу обрести видение будущего.
Дорогие друзья, искренне хочу пожелать вам успехов. Я с большим интересом и вниманием ознакомлюсь с выступлениями и дискуссиями "Панаринских чтений". Не сомневаюсь, что в них для своей практической политической работы я смогу почерпнуть много полезных идей и мыслей. Благодарю вас еще раз, поздравляю с наступающим Новым годом, желаю успехов всем нам и, конечно, процветания нашей прекрасной стране России.
Спасибо за внимание.