О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: О необходимости сокращения потребления табака

08 ноября 2012

 см. также ↓

8 ноября лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Миронов принял участие в парламентских слушаниях на тему "Законодательное обеспечение сокращения потребления табака на территории Российской Федерации". Мероприятие было организовано Комитетом Государственной Думы по охране здоровья. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления:

– Уважаемые коллеги! Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, безусловно, очень важен. Все здесь собравшиеся отдают себе отчет в том, какова угроза со стороны табакокурения и каковы реальные последствия непринятия своевременных государственных решений. Я думаю, можно не останавливаться на статистике, она хорошо известна. Назову только одну цифру: в год от заболеваний, вызванных табакокурением, умирает более 300 тысяч человек. Это в сумме больше, чем все, кто погибает в дорожно-транспортных происшествиях, от наркотиков, от СПИДа, от убийств и самоубийств вместе взятых. Эта цифра характеризует ситуацию в нашей стране. Также мы знаем, что Россия является третьей страной по рынку потребления табака. Это тоже очень важный фактор, который мы должны учитывать. Еще одна цифра – 43 миллиона курящих в Российской Федерации. Прошу последнюю цифру зафиксировать, потому что я к ней еще вернусь.

Мы полностью поддерживаем идеологию и смысл законопроекта, который внесен Правительством. Считаем, что государству давно нужно начинать серьезно ограничивать в том числе и те процессы, которые происходят, когда некурящие вольно или невольно уподобляются курящим, потому что они вынуждены ходить или находиться в помещениях, где курили, и становиться так называемыми пассивными курильщиками. Это, конечно, не способствует здоровью. Но когда речь идет о конкретных мерах, мы должны четко представлять себе последствия их принятия.

Я бы разделил все идеи, предложенные в данном законопроекте, на две составляющие. Первая – это ограничение, и абсолютно правильное, мест для курения. Мы локализуем возможности курильщиков до минимума. Я считаю, что это логично и правильно. Привыкли же все, что во время даже самых длительных перелетов рейсы любых самолетов любых авиакомпаний, как правило, объявляются некурящими. Это ограничение должно касаться не только транспорта, но и образовательных, культурных, спортивных объектов. Мне кажется, это абсолютно правильная норма.

Вторая составляющая – ограничение продаж табачных изделий. Здесь я поставлю очень большой вопросительный знак, или "nota bene" – знак особого внимания. Почему? Я возвращаюсь к цифре 43 миллиона курящих. Вы знаете, я хорошо помню в моем родном городе Ленинграде табачные бунты в конце 80-х. Я помню, как тогдашний мэр Собчак, чтобы их как-то ликвидировать, лично выбивал вагоны с махоркой. Озлобленные курильщики-мужчины, в основном представители рабочего класса, были готовы идти на Смольный, они были готовы идти пешком на Москву. И это были не шутки. Это была агрессия. Я помню, как была перекрыта Садовая улица, когда утром в город не завезли очередную порцию этого зелья.

Давайте представим, что будет, если мы примем закон в том виде, в каком он есть. Например, в городах предполагается разрешить продажу табачных изделий только в стационарных магазинах площадью не менее 50 квадратных метров. Это значит, что ни одного киоска, где могли бы продаваться табачные изделия, не будет. Я думаю, вы уже получали письма от представителей малого бизнеса. Представьте себе 50 тысяч человек, оставшихся без работы. И еще многое другое. Нужно и об этом думать.

Представьте другую ситуацию: рабочий человек выходит утром из дома, чтобы ехать на работу. По привычке он хочет, допустим, на автобусной остановке или где-то еще в киоске купить пачку сигарет, а у него нет такой возможности. Бежать куда-то в какой-то универсам у него тоже не будет возможности. С работы он вышел, идет к привычному киоску, а киоска нет. Я вас уверяю, начнутся такие процессы, по сравнению с которыми так называемые митинги оппозиции покажутся просто цветочками.

Или, допустим, поселки. Сказано, что площадь магазина, где разрешается подавать табачные изделия, в таком населенном пункте не должна быть менее 25 квадратных метров. Но в то же время где-то нет вообще никаких магазинов, а существуют "привозные" товары. Можно легко себе представить состояние жителей того или иного поселка.

Еще раз подчеркну, что я не приветствую табакокурение. Я считаю, что люди этим наносят себе огромный вред. И пропаганда здорового образа жизни, доступность спортивных секций и так далее – это отдельная тема, об этом тоже нужно говорить. Но я сегодня обратил бы внимание именно на статью 18 предлагаемого закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", где как раз первый и второй пункты говорят о сказанных мною выше ограничениях. Лично я буду настаивать, чтобы наша фракция вносила соответствующие поправки, потому что считаю, что мы совершаем политическую ошибку. Потому что недовольство озлобленных людей я не просто себе хорошо представляю – я это видел воочию. Это очень опасный прецедент.

Последовательная борьба с сокращением возможности курить в тех или иных местах – это совершенно правильное направление с точки зрения наведения порядка, как и сокращение продаж табака. Но здесь не надо уподобляться борьбе ЦК КПСС с пьянством, когда вырубили виноградники и возросло самогоноварение, началась подпольная торговля чем попало. Совершенно очевидно, что появятся табачные изделия очень низкого качества с огромным содержанием никотина. И многое-многое другое мы увидим, потому что люди будут искать те или иные выходы.

В рекомендациях на парламентских слушаниях я бы настаивал на том, чтобы особое внимание было обращено на статью 18. Коль скоро закон внесен, концепцию менять уже не надо. Тем более мы предлагаем не концепцию, а все-таки поправку. Я думаю, что если бы Государственная Дума сегодня приняла решение в рамках второго чтения подготовить поправки, совместно можно было бы каким-то образом эти вопросы отрегулировать, тем более что, насколько я знаю, в зале находятся представители малого бизнеса, которых напрямую эта тема касается. А так, я боюсь, мы увидим очередную компанейщину со всеми вытекающими последствиями. Мы запреты введем, народ курить в конечном итоге не бросит, и мы окажемся опять в ситуации, когда власть будет представлена неким злодеем, который мешает людям нормально, как они считают, жить.

В завершение еще раз хочу сказать: полностью идеологически согласен с законопроектом. Считаю, что табакокурение – огромное зло (цифры я называл) и с ним надо бороться. Но бороться разумно, последовательно, с учетом всех обстоятельств, о которых я сказал.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International