21 сентября в Госдуме были приняты в первом чтении законопроекты "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год", "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год", "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год. В обсуждении приняли участие официальный представитель Правительства РФ председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, официальный представитель Правительства РФ заместитель министра здравоохранения РФ Андрей Юрин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Наталья Петухова, Евдокия Бычкова и Михаил Емельянов. С докладом выступила Наталья Петухова. Предлагаем вашему вниманию краткую стенограмму выступления:
Наталья Петухова:
– Андрей Владимирович, Фондом обязательного медицинского страхования в 2011 году были выделены большие субсидии на реализацию региональных программ модернизации и, в том числе, на внедрение стандартов медицинской помощи, и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, – почти 40 миллиардов рублей. Скажите, пожалуйста, это что? Это какая-то бумага, тексты? Это образовательные программы? Пожалуйста, объясните, на что были потрачены эти 40 миллиардов.
Андрей Юрин:
– Речь идет о том, за что оплачиваются медицинскому учреждению те счета, которые выставляет медицинское учреждение в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. Вот эти счета выставляются, естественно, за оказанную медицинскую помощь, и в составе тарифа за оказанную медицинскую помощь содержится оплата расходов на заработную плату, начисления на заработную плату, оплата медикаментов, расходных материалов и питание. Вот совокупность этих как бы расходов по своей структуре составляет содержание стандартов. И в конечном итоге, естественно, эти выплаты были направлены на увеличение заработной платы. Скажем, средняя зарплата у врача-специалиста вот эта за счет надбавки дополнительно увеличилась почти на семь тысяч рублей.
Евдокия Бычкова:
– У меня вопрос к Юрину Андрею Владимировичу, как к заместителю Министра здравоохранения, по текущей ситуации. Андрей Владимирович, в соответствии с поручением Президента в октябре месяце текущего года должна быть повышена заработная плата врачам. Скажите, учтены ли эти средства в субсидиях регионам или они должны изыскиваться на месте, непосредственно в субъектах?
Андрей Юрин:
– То, что касается работников федеральных учреждений, безусловно, учтены в ассигнованиях федерального бюджета. А то, что касается субъектов Российской Федерации – это компетенция руководителей органов субъектов Российской Федерации, они являются работодателями и, соответственно, обеспечивают выплату заработной платы медицинским работникам. По нашей оценке, такая работа в субъектах проводится.
Михаил Емельянов:
– У меня тоже вопрос к председателю правления Пенсионного фонда. Уважаемый Антон Викторович! Все-таки какова доходность пенсионных накоплений в ВЭБе, в управляющих компаниях, как она соотносится с инфляцией? Вот более подробно насчет этой темы.
Антон Дроздов:
– Доходность пенсионных накоплений, если по прошлому году брать, то в ВЭБе была 5,5 процента, в НПФах (это я говорю: 5,9) – это консолидированный по всем НПФам результат. Если брать за 10 лет, то доходность пенсионных накоплений в накопительной части была ниже инфляции и в два раза ниже, чем индексация расчетного пенсионного капитала в солидарной пенсионной системе.
Выступление Натальи Петуховой:
– Уважаемые коллеги! Я бы хотела сделать акцент на отчете Пенсионного фонда, потому что то, что я хочу сказать, я считаю, очень важным. Говорили уже о том, что отчет Пенсионного фонда об исполнении бюджета за 2011 год – это, в общем-то, документ, разработанный в соответствии с действующим бюджетным, налоговым и пенсионным законодательством, что серьезных нарушений в ходе исполнения и в представленном отчете об исполнении бюджета нет, это подтверждают и результаты проверки Счетной палаты. Есть некоторые проблемы с собираемостью пенсионных взносов, они всегда были, это действительно серьезный вопрос. Но это в большей степени относится к тому, что отсутствует эффективное законодательство по администрированию страховых взносов. Кроме того, мы знаем, что Пенсионный фонд не наделен соответствующими полномочиями по взысканию недоимок. И до сих пор нет, не принят закон, определяющий правовой статус Пенсионного фонда, и Пенсионный фонд до сих пор осуществляет свои полномочия по положению, которое было утверждено в 1991 году еще.
Глядя на кассовое исполнение бюджета, именно потому, что форма в целом, в общем-то, соблюдена, отчет о бюджете очень ярко обнажает все проблемы и противоречия пенсионной системы. Прежде всего, они связаны с накопительным элементом. Здесь хотелось бы отметить, что бюджет Пенсионного фонда и вообще Пенсионный фонд – это крупная финансовая структура, его бюджет сопоставим с федеральным бюджетом, это те же триллионы, и триллионы такого же порядка. И вот эти вот миллиарды и триллионы во многом в связи с наличием накопительного элемента перемещаются из одного бюджета в другой, и очевидно, что они перемещаются не без потерь. Как это происходит, я сейчас попытаюсь объяснить. На исполнение нормативных обязательств, на выплату страховой части пенсии потребовалось примерно 3,8 триллиона рублей в 2011 году, в том числе 500 миллиардов, я укрупненно говорю, 500 миллиардов на валоризацию. Страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд, составили 2,8 триллиона всего. Понятно, что этого не хватает. Однако из этих средств 400 миллиардов примерно поступило на накопительную часть пенсии. Поэтому расчет показывает, сразу видно, что дефицит составил около триллиона рублей. Точнее, это где-то там чуть больше 800 миллиардов. Что же было с этими 400 триллионами, 400 миллиардами? Они, как это положено по закону для страховых взносов, которые поступают в течение финансового года, были размещены в государственные ценные бумаги, то есть отданы государству в долг, причем отданы под мизерные, ничтожные проценты.
И в то же самое время фактически обратно вернулись в Пенсионный фонд в форме безвозмездных поступлений на покрытие бюджета Пенсионного фонда. То есть ходили туда-сюда эти деньги. Здесь нельзя не заметить аналогии с федеральным бюджетом. И в федеральном бюджете есть Резервный фонд, и вот в Пенсионном фонде есть вот эти пенсионные накопления. То есть вот это вот общее изъятие средств на накопительную часть, в Резервный фонд – это возможность получить свободное безответственное пользование стабильным финансовым ресурсом. Следует отметить, что с каждым годом по мере поступления на работу граждан моложе 1967 года рождения абсолютный размер отчислений на пенсионные накопления будет возрастать. То есть распределительная часть относительно будет сокращаться, следовательно, продолжится увеличение дефицита бюджета фонда, а все большая часть средств, которые идут на накопление, будет исчезать. И здесь необходимо напомнить о том, что в конце прошлого года были приняты 359-й и 360-й федеральные законы, по которым была установлена, ну, в общем-то, такая лукавая норма по отношению к пенсионным накоплениям – это требование о сохранности пенсионных накоплений, причем требование о сохранности, а не о росте пенсионных накоплений. Имеется в виду, что на дату назначения накопительной части пенсии сумма средств по всем видам пенсионных накоплений, вот согласно этой норме, не должна быть меньше суммы накопительных взносов за весь период пенсионных накоплений.
То есть получается, что государство гарантирует сохранность только в номинальном выражении, фактически государство узаконивает обнуление накоплений. При этом следует сказать, что если сумма накоплений будет ниже суммы накопительных пенсионных взносов, то государство компенсирует эту недостающую, пусть и незначительную часть. То есть опять получается, что деньги будут ходить туда-сюда, из пустого в порожнее, одни затраты на администрирование только. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ всегда выступала и выступает за полную отмену накопительной составляющей в государственной пенсионной системе. Я думаю, что, вот чтобы не было Армагеддона, о котором говорил Николай Николаевич только что, нужно эту накопительную часть в пенсионной системе отменить. Спасибо.