19 сентября в Государственной Думе прошел "правительственный час" с участием министра сельского хозяйства Николая Федорова. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Татьяна Москалькова, Александр Терентьев и Светлана Горячева. С докладом выступил Сергей Доронин. Предлагаем вашему вниманию краткую стенограмму.
Татьяна Москалькова:
– Мой вопрос будет касаться изъятия земель сельхозназначения, используемых не эффективно, не рачительно собственниками, которые завладели этой землей, для того чтобы использовать их как вложение и фактически нанося ущерб сельскому хозяйству. Статья 45 Земельного кодекса позволяет изъять земли, не используемые по назначению в течение трех лет, и это очень важная норма. Скажите, пожалуйста, сколько гектаров земли изъято? У какого количества собственников? Какая ответственность на них наложена? И что Вы делаете, для того чтобы поднять эффективность реализации этой нормы?
Николай Федоров:
– Очень актуальная тема. Я в своем докладе, с учетом количества поступивших по удельному весу вопросов по этой теме, отразил сюжет. Мы выступаем за существенное, резкое, радикальное ужесточение правил землепользования по назначению этих земель и административные жесткие штрафы, и в абсолютных цифрах, и в зависимости от кадастровой стоимости, увеличивая эту кадастровую стоимость в случаях, когда землевладелец не относится к земле должным образом.
Могу сказать, что по поводу изъятия в судебном порядке земель сельхозназначения у недобросовестных владельцев практика почти не развита по стране. Вы знаете, что заниматься этим по законодательству должны регионы и, вообще-то говоря, муниципалитеты также с помощью представителей Россельхознадзора, Росреестра и так далее, но инициативы должны принадлежать им. Практика почти никакая, такая мизерная. Поэтому говорить всерьез об этом невозможно, но надеюсь, можно будет в течение года, если в осеннюю сессию мы ужесточим законодательство в этой сфере, через год сможем уже привести статистику, которая будет свидетельствовать о начале наведения порядка в землепользовании в Российской Федерации. Пока эта тема такая, грубо говоря, "конь не валялся" для меня. Я в прошлом тоже оттуда из региона, но без ужесточения законодательства, говорю по своему опыту, федерального законодательства, нам не изменить ситуацию в этой сфере. Надеюсь на вашу поддержку. Сегодня мы у Дворковича и с вашими коллегами членами Совета Федерации сидели, еще раз скорректировали позиции с Минэкомом, с Минфином, как обычно это бывает, и до конца сентября намерены завершить согласования. Даже если будет несогласие, мы внесем этот законопроект, эту новеллу по ужесточению в Правительство. Надеюсь, дойдет до Государственной Думы, тем более, вы активно поддерживаете, и люди этого требуют.
Александр Терентьев:
– Николай Васильевич, одна из проблем для алтайских производителей зерна – это высокие железнодорожные тарифы. В связи с этим вопрос. Рассматривался ли вопрос транспортировки зерна по реке Оби, создание терминала в городе Салехард для дальнейшей продажи его по всему миру? И еще часть вторая вопроса. Разрабатывались ли программы в связи со вступлением в ВТО для Алтайского края, потому что он аграрный в большинстве своем и поступали ли предложения от администрации Алтайского края к вам в министерство?
Николай Федоров:
– Я, может быть, не все услышал, но то, что я понял, мы намерены и будем поддерживать в рамках и федеральной политики, и экономически значимых региональных программ, если регион выступает за то, чтобы были в региональном разрезе предоставлены льготы и тарифы по перевозке, это можно рассматривать вместе с нами, вместе с этой программой и вместе с РЖД за исключением экспортно-ориентированных направлений. Вы об этом знаете. Мы не заинтересованы льготировать, помогать экспорту зерна вот в таком прямом виде. Я думаю, что вы согласны, да. Для внутригосударственных нужд, да, будем смотреть эти балансы и применять разные механизмы, включая точечные товарные интервенции и предоставление льгот, за исключением поездов, составов, которые двигаются в сторону экспорта. Они могут, мы не намерены ограничивать ни в коем случае, но уже в условиях рыночной экономики и рыночных правил.
Светлана Горячева:
– Уважаемый Николай Васильевич, вы долгое время руководили сельскохозяйственным регионом, и ваше назначение министром очень логично. Но хватит ли у вас сил одолеть проблемы? Ведь слишком долго они копились. И одна из главных – Россия по статистике на 40 процентов обеспечивается продуктами питания из-за рубежа. О качестве их и отравлениях не успевают говорить наши средства массовой информации. Даже для обывателя уже понятно, что страну можно не завоевывать, а лишь постоянно травить некачественной импортной, да и нашей продукцией. Собираетесь ли вы разворошить то "осиное гнездо", на которое похожа правительственная комиссия, занимающаяся квотами на ввоз продукции из-за рубежа? И что планируете здесь менять? И готовы ли вы ужесточить контроль за качеством ввозимой в нашу страну продукции?
Николай Федоров:
– Хватит ли сил? Поскольку есть вы – такие единомышленники, я, вообще, не сомневаюсь в том, что нам с вами хватит сил для того, чтобы справиться с теми проблемами, о которых вы говорите. Не буду дискутировать по поводу цифр, разные эксперты по-разному их называют. Но на самом деле, чуть не сказал: мне чертовски приятно, что мы единомышленники вне зависимости от фракционной принадлежности. Я в этом абсолютно убежден и вижу.
Выступление Сергея Доронина
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я считаю, что большая удача – выбор человека, который был практиком многие годы и реализовывал у себя в Чувашской Республике многие федеральные целевые программы. Я знаю это не понаслышке, потому что избирался от Кировской области и знаю, как там хорошо у вас, Николай Васильевич, шла работа по Федеральной целевой программе "Обеспечение жильем специалистов на селе" и комплексной компактной застройке. Но, тем не менее, вот в последние годы все доклады представителей Министерства сельского хозяйства напоминали старый советский анекдот о том, что у нас четыре основных проблемы в сельскохозяйственной отрасли: зима, весна, лето и осень. Поэтому хотел бы высказать свои соображения по поводу тех вопросов, которые на сегодняшний день наиболее злободневные, на мой взгляд.
При переговорах по ВТО Россия выторговала себе объем поддержки села в 9 миллиардов долларов. Что зря выторговала? Нет, не зря, потому что трудности для ОПК – это присоединение создает колоссальные. Так вот хотелось бы задать вопрос, где эти девять миллиардов, и почему на следующий год из предусмотренной суммы нам выделена ровно половина? Да, можно посчитать выпадающие доходы у предприятий нефтяной отрасли, у железнодорожного транспорта. Но, тем не менее, я считаю, что нам необходимо подтягивать сумму поддержки субсидирования села к той, которая заявлена у нас по соглашению по вступлению в ВТО. Мы эти меры поддержки в Думе здесь рассматривали и они, вот на сегодняшний день, которые вы предлагаете, они сами по себе неплохие. Это и освобождение от налога на прибыль, но по сравнению с тем, что должны были дать сельскохозяйственные отрасли, а именно девять миллиардов рублей, они ничтожно малы. И если спросить у крестьянина, что ему дать: освобождение от налога на прибыль либо в полном объеме вот эту меру поддержки в виде субсидий, то наверняка большинство из них выберет второй путь.
Сельское хозяйство у нас сегодня закредитовано. Более полутора миллиардов рублей, более полутора триллионов рублей у нас составляет кредитный портфель сельхозпредприятий. Из них около одного триллиона это инвестиционные кредиты. И я с Вами немного не согласен в том плане, что у нас нет возможности предоставления отсрочки платежей или пролонгирования инвестиционных кредитов. И я считаю, что сегодня в ситуации по вступлению в ВТО, когда рентабельность сельхозпредприятий действительно опустится еще на серьезный процент и во многих отраслях – и в свиноводстве, и в птицеводстве – она будет стремиться к нулю. Я считаю, что необходимо в срочном порядке рассмотреть вопрос об увеличении сроков кредитования по инвестиционным кредитам как минимум до 20 лет. И эти переговоры с банками вести необходимо. Ну и также одной из мер, которую мы предлагаем, и Вы в своем докладе об этом говорили, это распределение субсидий по климатическим зонам. Этот вопрос действительно назрел, потому что Россия страна у нас большая и есть серьезные климатические зоны, где серьезные проблемы с выращиванием урожая, это Нечерноземье, это Поволжье. Я считаю, вот к этому вопросу необходимо приходить в срочном порядке.
И одной из таких серьезных и важных мер, я считаю, это внесение изменений в закон о федеральной контрактной системе. На сегодняшний день при заключении и проведении аукционов нашим продуктам питания и сельскохозяйственным продуктам даются преференции в виде 15 процентов, да? И до 50 процентов госзаказы должны, то есть госконтракты должны заключаться на отечественную продукцию. Я думаю, что необходимо в обязательном порядке сделать 100 процентов допуск только отечественного производства, и это даст серьезную помощь окажет нашей сельскохозяйственной отрасли. И, уважаемые коллеги, хотел бы обратиться еще и внести предложение: по итогам сегодняшнего обсуждения доклада Министра сельского хозяйства Российской Федерации подготовить обращение Государственной Думы в Правительство Российской Федерации и поручить профильному комитету разработать соответствующий проект обращения, где мы бы свои соображения высказали.