Елена Драпеко: Творческие союзы – возможность солидарной защиты творческих работников
см. также ↓Интернет-портал "Справедливо-онлайн" провел дискуссию о творческих союзах. Первый заместитель председателя Комитета по культуре ГД РФ, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", член межфракционной группы "Солидарность" по взаимодействию с профсоюзным рабочим движением Елена Драпеко ознакомилась с результатами дискуссии и прокомментировала ее итоги, но вначале рассказала о своем опыте защиты творческих работников.
"Началось все с того, что, будучи членом центрального комитета профсоюза работников культуры, в 1988 году участвовала в работе международного форума профсоюзов актеров всего мира. Форум проходил в Ленинграде. Там я впервые узнала о Бернской конвенции об авторском и исполнительском праве, о коллективной защите артистов международной организацией, – рассказывает Елена Драпеко. – За рубежом это право соблюдается давно, и если ты выезжаешь в страну, допустим, в Англию, и тебя нанимает английский продюсер, ты автоматически попадаешь под защиту английского профсоюза. Мы, советские актеры, этими правами никогда не пользовались, потому что просто не знали о них, работали по демпинговым ценам, по "индийским" расценкам. И таким образом сбивали цены на рынке труда, за что нас очень не любили, а мы даже не понимали, за что. Хотя по их профсоюзному законодательству, если продюсер нанял артиста, не являющегося членом профсоюза, он должен вносить деньги в профсоюз. Так называемые отступные".
"Я привезла с форума документы, – продолжает Драпеко. – Мы пересмотрели все документы англоязычных профсоюзов, выбрали для себя нормы, которые нас бы устраивали и которые нас бы помещали в наше российское законодательство. Мы адаптировали все это и написали устав гильдии актеров, так что нас автоматически на следующий год приняли в члены международной организации. Мы также добились успехов и в переговорах с министерством культуры и с правительством России – нам удалось опротестовать верхний порог заработной платы – было 45 руб. и не больше".
"При гильдии мы проводили мероприятия, платили налоги. Появились деньги на самостоятельную деятельность. У нас был экономический советник, который помог нам с экономической моделью, мы также приглашали молодых юристов, нам удалось в начале перестройки выстроить удачную модель. Евгений Жариков был президентом гильдии, я – вице-президентом. Появился свой актерский фестиваль в Твери, появились гильдии во всех союзных республиках. Другие профессии нам очень завидовали. Потом возникла гильдия операторов, режиссеров, и весь Союз кинематографистов поделился на эти гильдии. Выяснилось, что такая организация очень эффективна, потому что есть сугубо внутрицеховые проблемы, которые надо решать, а есть проблемы общепрофессиональные для этого вида искусства. Они решаются на уровне правления этих гильдий. Это очень удобная модель. Поскольку у меня был большой опыт профсоюзной работы, удалось решить многие проблемы соцзащиты творческих работников нашей отрасли", – рассказала депутат.
Комментируя выступления участников дискуссии, организованной "Справедливо-онлайн", Елена Драпеко отметила: "К сожалению, творческие союзы не могут быть наделены правом законодательной инициативы. Это конституционный вопрос, и круг субъектов законодательной инициативы ограничен, общественные организации в него не входят".
Говоря о поддержке культуры на местах, парламентарий подчеркнула, что поскольку муниципальные образования не являются органами власти, их финансирование может осуществляться только по специальным программам, централизованно. Это может быть также ведомственная программа, не только ФЦП.
Касаясь темы льгот для творческих союзов, Елена Драпеко не согласилась с тем, что в нынешнем законодательстве нет различия в правовом регулировании коммерческой и некоммерческой деятельности. Союзы могут заниматься некоммерческой и коммерческой деятельностью. Если все, что ни делает союз, будет оцениваться как некоммерческая деятельность, завтра все фирмы превратятся в творческие союзы. С некоммерческой деятельности организации не платят налоги.
Относительно проблемы объединения творческих союзов в большие ассоциации Елена Драпеко отметила: "У нас есть опыт создания мощных ассоциаций творческих работников различных профессий. В Санкт-Петербурге создан координационный совет творческих союзов. Он не оформлен как юридическое лицо, но в него входят все председатели творческих союзов и есть избранный председатель. Есть организационная структура, которая обеспечивает деятельность и от имени координационного совета творческих союзов они и выступают по отношению к власти. Не каждый творческий союз идет к губернатору, вначале они формулируют свои общие требования или предложения, потом идут к губернатору. Власти проще со структурированной организацией, ведь у нас одних писательских организаций восемь, организаций художников тоже много, тогда как раньше их было всего 11 на весь Советский Союз. Но сегодня их очень много, и требования нередко взаимоисключающие. Сначала творческие союзы должны консолидироваться сами и понять, чего они от власти хотят. Если налоговых льгот, то для кого, для чего и как это будет осуществлено технологически".
Елена Драпеко подробно остановилась на проблеме отсутствия механизма урегулирования вопросов оплаты труда, которую во время дискуссии поставила заместитель председателя Общественной организации "Межрегиональный профессиональный союз работников киноиндустрии и телерадиовещания", член Московского союза художников, член Союза кинематографистов Наталия Стыцюк.
"Внутри союза кинематографистов есть гильдия продюсеров, профсоюзное объединение, которое способно решать вопросы урегулирования оплаты труда, – рассказала Елена Драпеко. – Если профсоюз договаривается, минимальной оплате труда все должны придерживаться, как только идут на демпинг, они должны быть исключены из профсоюзов".
Но в случае, если человек потерял работу, профсоюз должен его поддерживать. В разных странах это по-разному: от 3 месяцев до полугода уволенные получают от профсоюза какую-то материальную помощь, но они и платят членские взносы. Здесь нужна солидарность. Поэтому это наше партийное дело и это главное: если есть солидарность, нам проще выступать против работодателей. Поэтому СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ поддерживает творческие союзы как организации, которые солидарно защищают права работников, – отметила депутат.
"Важна самоорганизация снизу, – говорит Драпеко. – Например, существует незарегистрированный профсоюз операторов, их примерно 140 человек. Они устанавливают ценовую политику, сколько стоит труд по времени и квалификации, данные об этом опубликованы в сети. Чтобы все ориентировались, чтобы люди примерно знали, какую цену называть продюсеру".
"Профсоюз Наталии Стыцюк – пример такой самоорганизации снизу, – отметила Елена Драпеко. – С ними от нашей фракции встречалась я, а также Алла Кузьмина, на тот момент заместитель председателя комитета по общественным объединениям. Таким профсоюзам не всегда хватает юридического образования, им надо помогать в этой части. Помогать не столько старым нашим союзам, сколько вот таким молодым, которые нарождаются из потребности спасти себя, свой уровень заработной платы. При этом важно наделить творческие союзы правом заключать коллективные договоры. Сегодня этого права нет, оно есть только у профсоюзов".
Нынешний закон, отметила Елена Драпеко, пока очень размытый. Ведь творческие союзы – мишень для власти. Власть хотела бы, чтоб их не было. Ведь проще всех отщелкивать по одному. И звезды, и рядовые работники искусства – всем нужна защита. Жизнь продолжается и после славы – как защитить себя социально?
Творческие союзы – очень нужный институт, но главное что важно для нас, как для партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, это то, что союзы – возможность солидарной защиты творческих работников в условиях капитализма. Раньше такого опыта не было. Возможно, в ближайшее время Комитет по культуре ГД РФ проведет слушания по проблеме творческих союзов, – сообщила Елена Драпеко.
По материалам источников: Интернет-портал "Справедливо-онлайн"